Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Что делать, если началась истерика?

Даже если вы все делаете правильно, малыш не всегда будет находиться в спокойном состоянии. Он может сорваться, начать кричать, истерить и агрессивничать. Помните о том, что это не его прихоть и не проявление дурного характера. Действуйте в таких ситуациях разумно.

Если вы находитесь в комнате, и ребенок начинает плакать, то просто выйдите с помещения. Это лишит его зрительного контакта с вами, и его эмоциональное напряжение может несколько снизиться. Кричать при этом не рекомендуется, так как это приведет к еще более бурной реакции.

Тактика родителей с ребенком с СДВГ при нахождении на улице должна быть следующей:

  • не пытайтесь одернуть, заставить ребенка замолчать;
  • примените прием переключения внимания. Дайте ему конфету, покажите что-то на телефоне, отвлеките игрушкой.

Причины гиперактивности у детей

На формирование СДВГ и непосредственно гиперактивность малыша могут влиять очень большое количество факторов. Официальная медицина выделяет следующие причины возникновения СДВГ у детей:

  •  Наследственные факторы;
  • Органические поражения ЦНС плода в период беременности;
  • Патологические состояния и вредные привычки матери при беременности;
  • Родовые травмы, перенесенные ребенком;
  • Ранние черепно-мозговые травмы у ребенка, полученные в первые месяцы жизни;
  • Инфекции;
  • Отравления;
  • Неблагоприятные экологические условия и плохое питание.

Изменения, происходящие в нервной системе детей при СДВГ, связаны с выработкой дофамина и истончением коры больших полушарий мозга. Они незначительны, но их последствия необратимы, ведь этот синдром не лечится никакими лекарственными средствами и остается с человеком на всю жизнь.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Если у родителей в семье действительно растет гиперактивный ребенок, то главная задача в данной семье сблизиться с ним, вызвать доверие. Обычно такие детки больше привязаны к матери, но они ищут одобрения и внимания и со стороны отца, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Как же следует вести себя родителям? Существует несколько рекомендаций для семей, в которых растут дети с повышенной активностью поведения:

  1.  Хвалите свое чадо как можно чаще и по малейшему поводу.
  2. Соблюдайте строгий режим дня, он просто необходим для облегчения течения данного заболевания.
  3. Чтобы помочь малышу влиться в коллектив родители должны поощрять и развивать его таланты и увлечения.
  4. Не говорите длинными фразами. Малыш все равно их не запомнит. Старайтесь коротко и точно формулировать свои требования к ребенку.
  5. Как можно реже используйте в своей речи запреты с «не»: не болтай, не бегай. Для того, чтобы заперт был понятен, вместо этих глаголов используйте словосочетания: перестань разговаривать, перейди на шаг или остановись.
  6. Делайте задания вместе с ребенком, а не посылайте его в другую комнату с повелением: иди и делай уроки. Со временем, можно давать закончить задание самому, но обязательно проверять точность выполнения.
  7. Научитесь контролировать и регулировать поведение ребенка при помощи разных методик.

Возможные ошибки при воспитании

Самой главной ошибкой родителей при воспитании гиперактивного малыша является игнорирование ими такого отклонения. К основным ошибкам, совершаемыми мамами и папами, можно отнести:

  • завышенные ожидания от ребенка;
  • слишком жесткие требования в отношении развития и обучения;
  • повышенная опека над малышом.

Гиперактивные детки непослушные. Дисциплина – точно не для них. Они равнодушно относятся как к похвале, так и к наказаниям. Они легко отвлекаются на сторонние вещи, не заканчивая начатое дело.

Если родители слишком строги и требовательны к собственному чаду либо, наоборот, чрезмерно его опекают, то малыш растет тревожным и гиперактивным ребенком. Бывает и так, что недавно мама с папой все разрешали, а потом вдруг стали запрещать баловаться. Тогда он может болезненно воспринять такие резкие переходы в воспитательной методике.

Как успокоить ребенка

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Как распознать гиперактивность

Расстройство не возникает само по себе. Причиной может быть наследственность, травмы головного мозга, вредные привычки матери во время беременности. Также сильно усугубляет состояние отсутствие какого-либо воспитания, упреки, акцентирование внимания на недостатках и т.д.

Во-первых, обратитесь к психологу или психиатру для уточнения диагноза. Во-вторых, примите состояние своего ребенка и начинайте вести работу над собой.

Гиперактивный ребенок:

  • находится в тревожном состоянии даже тогда, когда основательных причин для этого нет;
  • отличается ранимостью, переменчивостью настроения, плаксивостью;
  • может иметь проблемы со сном, бессонницу;
  • игнорирует запреты, правила и установленные нормы;
  • может быть агрессивным;
  • имеет проблемы в общении, а иногда и затруднения в развитии речи.

Такой малыш постоянно хочет куда-то идти, что-то делать и разговаривать. Его трудно назвать усидчивым и послушным.

Статья в тему: Что такое дефицит внимания и как его лечить.

Если вышеперечисленное относиться к вашему малышу, то сразу отправляйтесь к врачу. Своевременное лечение позволит устранить гиперактивность уже к школьному возрасту. Вы получите указания, как вести себя с ребенком СДВГ, чтобы коррекция расстройства прошла максимально успешно, и малыш не стал еще неуправляемее.

Советы при работе с гиперактивными детьми

Ребенку легче работать в начале дня, чем в середине или в конце. Учитывая этот факт,  стоит проводить более сложные занятие в первой половине дня, более подвижные занятия, где можно выбросить энергию, переносить на вторую половину дня. 
При индивидуальной работе, проявление гиперактивности отсутствует, если нет возможности включить ребёнка в групповую работу, возможно стоит рассмотреть вариант индивидуальных занятий. 

Нагрузка ребёнка должна соответствовать возможностям. Если все остальные дети выполняют задание в течении 10 минут, а гиперактивный ребёнок управился за 5 минут, возможно не выполнив задание полностью, не стоит заставлять его закончить. Это не принесёт никакой пользы. Стоит переключить на другую деятельность. Урок необходимо планировать, добавляя разные виды деятельности, производя более частую их смену. Например, после выполнения 2-3 заданий провести физкультурную разминку или игру. Особенность таких детей в том, что они могут делать несколько дел одновременно, но не выносят однотипных заданий. 

Во время урока следить, чтобы ученик был с «вами»,  а не «витал в облаках»

Иногда достаточно коснуться руки ученика во время урока или задать вопрос именно ему, обратив внимание на себя. 
Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успевать выполнить задание или потратить больше времени, чем нужно. Здесь есть два варианта – или напоминать о времени, или научить ребенка пользоваться таймером. 

В связи с повышенной эмоциональностью дети остро реагируют, если с ними не играют или не общаются, ведь сами они очень общительны и любят поговорить

В такой ситуации стоит вмешаться учителю в игру для правильного распределения ролей, иначе у гиперактивного ребёнка может понизиться самооценка.   

Личный опыт

Я столкнулась с гиперактивным ребёнком в начале своей работы в качестве репетитора по английскому языку. Знакомая попросила позаниматься с сыном 4-х лет, до этого не имевшим опыт занятий вообще и не имеющим представление о том, что такое урок. Федор постоянно двигался, сидел на месте 3 минуты, очень увлекался насекомыми, быстро схватывал информацию. Так как пробное занятие состоялось летом, я решила, что занятия будут проходить на улице. Занятия планировали по 35 минут с частой сменой заданий. Задания тщательно подбирались, ведь если они не отвечали интересам Фёдора, замотивировать его сделать что-то было просто невозможно. 

Изучение алфавита происходило в стихотворной форме. Так Федор за одно занятие запомнил стихи на все 26 букв. Слова запоминали в формате употребления их в играх и составлении диалогов. Больше внимания уделяли разговорной форме языка, стараясь делать письменные задания за столом за 3-5 минут, чтобы Федор не терял к ним интерес. 

Гиперактивного ребёнка можно научить всему, стоит лишь придумать систему поощрений, так как наказания совсем не работают в данном случае. Систему поощрений стоит разработать вместе с родителями, чтобы и на занятиях и дома эта система мотивации ребёнка была единой. Работа с такими детьми требует очень сильных эмоциональных затрат от учителя.

Как вы работает с гиперактивными детьми? Какие пути взаимодействия с ними применяете в своей практике? 

Поделиться ссылкой:

Как воспитывать активного «непоседу»?

В воспитательных мерах не стоит ломать чадо, нужно стараться с ним договариваться. На негативные поступки надо стараться не обращать внимания. Именно этого и добивается ребенок.

Все внутренние силы будут направлены на то, чтобы оставаться в состоянии спокойствия. А вот во время шалостей малыш как раз и может усвоить основной объем информации.

Понять особенности

Родителям нужно постараться понять специфику поведения, психологии и физиологии гиперактивного ребенка. У деток с такой особенностью бывают проблемы с вестибулярным аппаратом и кровообращением. Справиться в такой ситуации помогает смена позы или активное движение.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, малышу сложно сосредоточиться на чем-то одном. А если он начинает шалить, то уже не может остановиться. Никакие запреты на него не действуют. Родители должны понять, что так малыш ведет себя лишь потому, что у него имеются природные особенности физиологического характера.

Установить правила

Несмотря на то, что гиперактивному малышу довольно сложно контролировать свои поступки, это не значит, что ему родители должны позволять абсолютно все. Такие детки должны знать, что существуют некоторые правила и строгий распорядок дня. Поэтому родителям нужно разработать специальный график, в котором будет оговорено время для всех занятий и их последовательность.

Управлять сбросом энергии

Гиперактивный ребенок обладает большим количеством энергии. И ее нужно направить в мирное русло. Для этого родителям следует придумывать для своего чада различные занятия и полезные игры. Это может быть небольшая работа по дому, спортивные секции

При этом важно дозировать нагрузку, чтобы ребенок не переутомлялся. Иначе в ослабленном состоянии он может стать неконтролируемым

Убрать раздражители

Для детей с гиперактивностью важно создать спокойную окружающую атмосферу. Для этого нужно отказаться от активных игр перед сном, комнату малыша желательно сделать в пастельных тонах

Следует убрать с поля зрения младенца вещи и игрушки, которые будут отвлекать его. Не стоит дома собирать шумные компании и не нужно устраивать слишком масштабные праздники с большим количеством людей. Малышу лучше находиться в узком кругу.

Что такое гиперактивность

Конечно, поставить этот диагноз может только специалист. Однако основные признаки гиперактивности у своего ребенка вы можете заметить и сами.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется следующим образом:

Гиперактивный ребенок не способен концентрировать внимание длительное время на одном предмете. Иными словами, каждые 5-15 минут ему нужно сменить объект интереса

Именно поэтому объективно диагностировать такой диагноз можно только к школьному возрасту, когда занятия длятся долго и требуют внимания. Ребенок начинает отставать, делать глупые ошибки по невнимательности.
Гиперактивные дети всегда в движении. Даже сидя на стуле или стоя в строю, они будут непроизвольно болтать руками, стучать пальцами по столу, переминаться с ноги на ногу.
Дети с СДВГ часто не дослушивают вопрос, перебивают, вмешиваются в чужие разговоры.
Гиперактивного ребенка слышно всегда: за самостоятельными играми, за столом, за уроками; он разговаривает громко, что-то строит и ломает.
Такие дети очень впечатлительны, им характерны частые смены настроения.
Дети с дефицитом внимания очень забывчивы и рассеяны, часто теряют личные вещи.
У детей с СДВГ сложно складываются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками, они везде стремятся командовать процессом.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Первыми на гиперактивность ребенка укажут посторонние: на общей площадке во дворе, в детском саду. Гиперактивный ребенок более подвижный, неусидчивый, он не умеет ждать своей очереди на качели, он не желает долго слушать воспитателя. Как результат, родителям поступают жалобы на поведение их ребенка.

Но важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок должен быть активным, а те проблемы, которые он доставляет посторонним должны искореняться воспитанием. Ребенку нужно объяснить, как нужно вести себя: слушаться, делиться, уважать, ждать, не кричать и не драться без причины

В противном случае огрехи в воспитании будут приняты за отклонения в здоровье, в частности за СДВГ.

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Нужно ли лечение гиперактивного малыша

Существует много мнений относительно лечения повышенной (гипер) активности у детей, в том числе и связанной с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Чаще всего родители предпочитают «не пичкать» свое чадо лекарственными средствами и надеются, что ребенок «перерастет» свою болезнь. Здесь надо заметить, что, как правило, это большое заблуждение и гиперактивные дети становятся гиперактивными взрослыми с еще большим набором социальных и психологических проблем в жизни.

Такие взрослые, бесспорно обладающие талантом, не могут реализовать себя в жизни из-за того, что любое новое дело, за которое они берутся, никогда не доводится до конца, быстро наскучивает.

Лечение СДВГ проводится с целью облегчить симптомы течения болезни. При этом, в зависимости от выраженности заболевания у данного малыша, назначаются ноотропные и седативные препараты, витамины, гомеопатические средства, массажи и т.д.

Но самым важным в лечении гиперактивности является психологическая сторона, то есть установление контакта с таким ребенком, постоянное внимание к нему

Как проявляется гиперактивность у ребенка?

Диагноз СДВГ обычно ставит невролог или невропатолог

При этом признаки гиперактивности настолько очевидны, что и сами родители обращают на них внимание. Если вы отмечаете хотя бы половину симптомов из нижеприведенного списка, будет нелишним показать его неврологу

Гиперактивный ребенок, признаки:

гиперактивность в год может проявляться в нетерпимости: если малыш постоянно ерзает, сидя на стуле, дергает руками и ногами, пытается встать даже в транспорте или когда ему читают книжку;
гиперактивный ребенок мгновенно реагирует на каждый раздражитель (шум, лай собаки за окном, песня вдалеке), даже если в это время он разговаривает или чем-то занимается;
на гиперактивность у детей дошкольного возраста можно обратить внимание, если ребенок не в состоянии дождаться очереди в игре, а из всего комплекса игр он предпочитает только подвижные;
часто отвечает на вопрос невпопад, потому что не дослушал фразу до конца. К примеру, на вопрос «Артем, когда ты приходишь… (конец вопроса должен был звучать как «домой, то моешь руки?») — ребенок, не дослушав, отвечает: «Днем»;
гиперактивный ребенок не может действовать по инструкции или определенному заданию в игре;
бросает дело, не завершив и быстро переключается на другое; порой кажется, что он разбросал игрушки и не желает их убирать, но на самом деле он просто забыл о них;
во время общения или игры ведет себя беспокойно, много говорит, стремится все время перебить собеседника, настаивает на своем;
невнимательный ребенок: часто теряет вещи и игрушки;
также синдром гиперактивности у детей проявляется в игнорировании препятствий и ограждений — ребенок их будто не замечает.. Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно

Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова

Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно. Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова.

Есть еще несколько признаков, которые помогут вам оценить поведение своего чада:

  • Гиперактивный и невнимательный ребенок проявляет цикличность в своей работе: он может быть активным около 5-15 минут, после чего ему необходимо «перезагрузиться» в течение 4-6 минут.
  • Вы можете проверить слух ребенка: при гиперактивности ему будет сложно повторить подряд похожие звуки, поскольку у него могут быть трудности с их распознаванием.
  • Выполняя рисунки и спортивные упражнения, гиперактивный ребенок обычно плохо скоординирован: ему сложно делать одинаковые движения обеими руками, а линии его рисунков непропорциональны, в изображении очень трудно распознать оригинал.
  • Гиперактивный ребенок говорит либо быстро, будто не успевая за своими мыслями, либо очень медленно — возможно, с заиканием.

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

Сбор субъективной информации

Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования

Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования

Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Воспитание гиперактивного ребенка: главные принципы

Дорогие родители, помните! Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ — это значит, что ему нужно еще больше вашей любви, ласки, внимания и терпения, а также понимания его внутренних потребностей. Мы собрали для вас главные рекомендации для психокоррекционной работы, которые помогут вам справиться с этой проблемой.

Никогда не бейте. Как бы вам ни хотелось применить телесные наказания, вы должны помнить: битые дети с кожным вектором страдают во взрослой жизни комплексом неудачника.

Кроме того, от потери базового чувства защищенности и безопасности именно ребенок с кожным вектором из-за телесных наказаний может начать подворовывать, сначала по мелочи, а потом и по-крупному. Если вы уже столкнулись с такой проблемой, помните — телесные наказания не только не помогут, а лишь усугубят ситуацию.

Не кричите. Если хотите, чтобы ваш непоседа вас услышал, подойдите, присядьте на уровень роста ребенка и скажите свою просьбу спокойным голосом. Если кроме кожного вектора у вашего малыша окажется звуковой вектор, то ваш крик может спровоцировать у него расстройства аутистического спектра.

Помогите гиперактивному ребенку реализовать свою активность. Запишите его в спортивную секцию — хорошо подойдут плавание, большой или настольный теннис, легкая атлетика, гимнастика, акробатика. Но не требуйте от ребенка высоких результатов. Главное в этих занятиях — уменьшение внутреннего дисбаланса.

Купите для дома спортивный уголок и научите ребенка разным видам упражнений, чтобы у малыша в любое время была возможность подвигаться и сбросить напряжение.

Большую пользу принесут занятия танцами: осознанные движения под музыку и приятны, и незаметно улучшают самоконтроль у малыша. Существуют также специальные коррекционные комплексы упражнений для детей на развитие произвольности, когда нужно начинать и заканчивать движения строго по команде. Например: двигаемся, пока звучит музыка; как только музыка остановилась, замираем на месте и не шевелимся, пока музыка не зазвучит снова. Постепенно упражнения можно усложнять. Главное, чтобы все занятия проходили не насильно, а с удовольствием и хорошим настроением.

Ни в коем случае нельзя записывать гиперактивного ребенка в секции единоборств! Родители очень часто думают, что умение постоять за себя — это умение драться. Как мы знаем, любой навык хочется применить и продемонстрировать, поэтому в драки ваш ребенок станет попадать еще чаще, чем раньше. Гиперактивный ребенок (как и любой другой) нуждается в обучении навыкам общения, а не навыкам драки.

Проявляйте к малышу нежность. Кожники вообще любят нежные прикосновения. Старайтесь его как можно больше гладить, а легкий массажик на ночь поможет заснуть без капризов.

Заведите дома четкий распорядок дня. У кожников врожденная способность к самоограничению, но ее нужно помочь развить, ставя ему с детства разумные рамки. Поэтому ритм и ограничения (разумные) — лучшие условия для воспитания будущего успешного человека.

Поощряйте проявления самоконтроля, покажите выгоду хорошего поведения. Кожники — очень практичны с детства: убрал свои игрушки — смог посмотреть мультфильм, сделал сам один урок — получил бонус. Для девочек прямое материальное поощрение лучше не применять. Нежные объятия и ласковые слова и на мальчиков, и на девочек действуют безотказно.

Не позволяйте малышу бесконтрольно смотреть телевизор, зависать на планшете или телефоне. Введите четкий режим просмотра телевизора, временные ограничения на гаджеты и следуйте этому неукоснительно. Понятно, что это практически единственное время, когда родители могут отдохнуть, тем не менее, если этого не сделать сейчас, потом будет уже поздно.

Дорогие родители! Не надейтесь на чудодейственные лекарства! Только ваша внимательность, хорошее внутреннее состояние, а также понимание врожденных особенностей вашего малыша позволят вам справиться со всеми трудностями и воспитать из него реализованного и счастливого человека.

Более подробную информацию по воспитанию гиперактивного ребенка вы сможете получить на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.