Как быть в такой ситуации

Важно понимать, если ребенок ломает игрушки — это не означает, что он имеет садистские наклонности, испытывает жажду к насилию. Это нормальное явление, с которым сталкиваются практически все родители, главное правильно на него реагировать.

Недопустимо ругать малыша, если он что-то ломает. Нужно понимать, что в большинстве случаев делает он это не умышленно и также расстраивается, как и родители от произошедшего.
В первую очередь, необходимо позаботиться о выявлении истинной причины, подтолкнувшей ребенка к такому поведению. Не стоит задавать малышу вопросы. Лучше, если вы сами попытайтесь во всем разобраться, проведя анализ событий, предшествующих данному явлению.
Если ваш карапуз таким образом исследует окружающий мир, то лучше, если вы позаботитесь о том, чтоб на его пути не было хрупких предметов, ценных вещей

Также можно окружить малыша игрушками или другими вещами, которые уже частично пришли в негодность для того, чтоб их было не жалко разобрать на детали, изучить внутренние составляющие
Важно, чтоб при этом присутствовал кто-то из взрослых, так как внутри могут содержаться мелкие детали, а ребенок может захотеть попробовать их на вкус.
Если малыш начинает ломать игрушки, особенно, как вам кажется, делает это на зло, то постарайтесь переключить его внимание на другой вид деятельности, делайте это в игровой форме. Например, можно предложить построить замок из кубиков и ничего страшного, если после того, как постройка будет готова, ребенок решит ее разрушить.
Если понимаете, что недостаточно времени уделяете своему сыну или дочери, постарайтесь это исправить
Помните о том, что подобное поведение может быть попыткой карапуза привлечь ваше внимание.

https://youtube.com/watch?v=0lhNCxikWmA

Обиженный ребенок и игрушка-бомба

Малыши испытывают те же эмоции, что и взрослые, но еще не умеют их распознавать и корректно выражать. Поэтому после ссоры с родителями ребенок может сломать игрушку «назло», изливая, таким образом, свой гнев и досаду. Своими действиями он больше вредит себе, чем родителям, но другого способа найти не может.

Что делать?

К сожалению, многие родители воспринимают такое поведение как эскалацию конфликта, и за поломку игрушки назначается дополнительное наказание (и хорошо, если дело не доходит до рукоприкладства!) Однако это не самый простой и гуманный путь обучению искусству самоконтроля. Если уж ваш ребенок идет на такие отчаянные шаги, настало время не для криков и ссор, а для спокойного разговора.

Почему ребенок ломает игрушки

Ошибки взрослых при покупке игрушки

  • Несоответствие возрасту. Это, пожалуй, самая частая причина подобного поведения со стороны малыша. Почему-то многие родители считают, что чем раньше они приобретут ребенку кубики с буквами, тем скорее он научится читать. Маленькая доля вероятности в такой теории всё-таки существует, но не всегда. Во-первых, для этого придется запастись огромным терпением. Ведь пока малыш поймет истинное применение кубиков, он будет пытаться их использовать по-другому, в том числе разбирать и ломать. А во-вторых, вполне вероятно, что идея учиться вообще не возникнет в ближайшее время.
  • Чересчур сложное строение. Нужно согласиться, что современные компании иногда производят уж слишком умные игрушки. Далеко не каждый ребенок способен в столь юном возрасте разобраться в их предназначении. Большинство деток не может самостоятельно этого сделать. Но некоторые всё-таки пытаются каким-либо образом применить подаренную вещь. Возможно, это будет не совсем корректно и в скором времени приведет к поломке, но по-другому у них пока не получится.
  • Несоответствие ожиданиям. Практически с самого раннего детства ребёнок способен отдавать предпочтение игре с тем или иным предметом. Когда он немножечко подрастает, то начинает уже самостоятельно заказывать какие-либо подарки. К сожалению, они не всегда совпадают с возможностями родителей. Те, в свою очередь пытаясь как-либо компенсировать эту проблему, покупают что-то взамен. Но часто малыш очень плохо реагирует на такую хитрость с их стороны. Иногда, даже приняв презент, он может нарочно его сломать, разбить или порвать. И всё лишь только ради того, чтобы получить желаемое.

Психологические проблемы детей

Дефицит времени у родителей. Каждый ребенок желает видеть своих маму и папу не только по выходным, что часто случается из-за их плотного графика работы. Всем детям нужны разговоры, игры, простое времяпровождение вместе. Поэтому часто случается так, что они страдают от недостатка всего этого

И тогда малыш пытается всячески обратить на себя внимание любым способом. Исходя из того, что больше всего родители замечают именно детские проступки, а не достижения, приходится использовать ломание игрушек как способ привлечь внимание

Только так ребенок может заставить их отложить работу и уделить немного времени ему. Иногда даже из-за элементарного отсутствия присмотра малыш попросту в поисках новых вариантов применения данной вещи может случайно вывести её из строя.

Необходимость контроля. Многие производители детских игрушек рассчитывают на то, что взрослые помогут малышу разобраться с ними. Многие мамы не воспринимают это как свой долг и могут позволить ребенку самому попытаться справиться с такой задачей. Естественно, сделать это будет очень трудно, а то и вовсе невозможно. В конечном итоге такая ситуация принуждает малыша сделать всё, чтобы приспособление вышло из строя. Тогда ему не нужно будет думать, как с ним правильно играть.

Повышенная активность. Чрезмерная двигательная и умственная деятельность является огромной проблемой современного общества. За последние несколько десятков лет количество таких деток значительно увеличилось и всё ещё продолжает расти. Для них характерна особая возбудимость и раздражительность. Этот ребенок является холериком по типу своего темперамента и не всегда способен контролировать собственные эмоции. Очень часто именно это приводит к крушению машинок и кукол, что не имеет под собой никакого другого объяснения.

Проявление любознательности. Такой вариант родители почему-то редко воспринимают как причину, а уж тем более плохо на неё реагируют. Всё дело в том, что есть детки, которым интересен не только внешний вид игрушки, но и принцип её действия, из чего она состоит, почему работает. Когда возникает такое большое разнообразие вопросов, они приходят к выводу о необходимости разобрать вещь на детали. Иногда это удается сделать аккуратно, но в большинстве случаев всё-таки она ломается. Но, несмотря на это, такой ребенок даже не расстроится, ведь конечный результат не так радует, как процесс.

Ребенок ломает игрушки: что делать

Итак, если малыш портит игрушки – это совсем не повод его наказывать и вешать ярлык неуправляемого и жестокого ребёнка. Часто он делает это не умышленно и сам расстраивается от того, что так произошло. В такой ситуации психологи советуют подбирать игрушки с учетом особенностей характера и темперамента чада.

Почти невозможно научить кроху аккуратно и бережно относиться к окружающим его вещам. Поэтому лучше купить игрушку, которую малышу будет интересно и приятно окружить заботой. Ведь даже мальчикам, начиная уже с 4 лет, знакомы чувства участия, жалости, заботы и любви.

Чтобы свести к минимуму инциденты, когда ребенок ломает игрушки, но при этом не мешать, крохе познавать мир, можно предложить маленькому первооткрывателю вместе разобрать старые, ставшие ненужными вещи и заглянуть им внутрь. А еще лучше изготовить крохе бизиборд или подобрать разные конструкторы.

И, конечно, игрушки должны быть высококачественными. Лучше приобрести несколько надежных и крепких игрушек хорошего качества, чем постоянно покупать хрупкие, непрочные и недолговечные изначально.

Действительно ли дети ломают игрушки специально?

Некоторые родители считают, что дети ломают игрушки специально

Чтобы обратить на себя внимание, отомстить, потребовать новую игру, посмотреть, что находится внутри предмета для игр и т.д. . Причин может быть много, и в некоторых случаях ребенок действительно ломает игровой инвентарь специально

Попробуем разобраться, что движет ребенком, сознательно ломающим игрушку. 

Причин может быть много, и в некоторых случаях ребенок действительно ломает игровой инвентарь специально. Попробуем разобраться, что движет ребенком, сознательно ломающим игрушку. 

Желание заполучить родительское внимание действительно может быть связано с поломкой любимой игрушки. Если родители сильно и постоянно заняты, ребенок грустит и страдает от дефицита внимания

Мама и папа, стараясь задобрить малыша, покупают ему новые игрушки. 

Маленький мальчик считает, что если он сломает машину или робота, папа придет налаживать игрушки и побудет рядом какое-то время. Маленькая девочка думает, что если сломает куклу или испортит ей одежду, на помощь, бросив все дела, придет мама, и драгоценное время будет отдано только ей. 

  • Злость на родителей также становится причиной поломки игрушек. Например, малыш просил купить что-то и получил отказ. В отместку идет и ломает игрушку, чтобы родители поняли собственную ошибку. Выразить обиду или высказать слова недовольства родителям малыш не может по этическим причинам или в силу несознательного  возраста, поэтому злоба и раздражение переносится на игрушку. 
  • Ребенок не может разобраться с игрушкой. Малышу непонятно, как использовать новый предмет, что с ним делать. Долгие поиски кнопки для включения или изучения предназначения не приводят к результату, и малыш в сердцах ломает игрушку. 

Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Итак, в причинах подобной ситуации нет абсолютно ничего криминального. Скорее всего, вы уже выбрали один-другой возможный случай из перечисленных выше. И перед тем, как перейти к советам психологов о решении проблемы, поговорим о том, чего делать однозначно не стоит. Это: крики, ругань, горестные завывания, обвинения ребенка в том, что он не знает цену деньгам, требования объяснить причину своего поведения, угрозы и тому подобное. Такой реакцией вы ничего не измените в лучшую сторону, а скорее всего – лишь усугубите недопонимание между вами и малышом.

А теперь перейдем к тому поведению, которое психология рекомендует для детей, чьи дети постоянно ломают игрушки:

  • Попытайтесь установить причину произошедшего. С высокой долей вероятности, это что-то из перечисленных ранее вариантов. Спрашивать у ребенка особого смысла нет, потому что он и сам не знает, почему так поступил, или знает, но не скажет из-за стыда (например, если это была месть за съеденную тарелку супа). А вы, проанализировав ситуацию и предшествующие ей события, вполне можете разобраться, что к чему.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания. Если сломанная игрушка – сигнал о том, что вас в жизни дочери или сына слишком мало, то пора это менять. Поверьте, время, проведенное с родителями, для малыша намного ценнее, чем очередная покупка. Даже если он, капризничая, будет утверждать противоположное. И не забывайте подробно, предельно просто объяснять детям, как пользоваться теми или иными вещами. То, что для вас очевидно, для них – загадка и тайна.
  • Не подавайте плохой пример. В присутствии детей порой приходится сдерживать свои эмоции: где-то не использовать нецензурную лексику, где-то не наорать на супруга/супругу, где-то – не ударить кулаком по столу и не бросить телефон в стену. Ребенок чутко копирует все модели поведения, которые вы демонстрируете. И если вы покажете ему, что выражать свою злость и гнев можно, ломая вещи – то он и будет ломать игрушки каждый раз, когда испытает негативные эмоции.
  • Учитывайте интересы и уровень развития ребенка. Игрушки должны быть для него интересны, и игра с ними должна быть ему посильна. Не надо покупать двухлетнему ребенку замысловатые наборы для юных гениев – приобретите для него простой конструктор, кубики, тесто или пластилин для лепки, пальчиковые краски. Не нужно дарить девочке, которая равнодушна к куклам, шикарную Барби – купите ей динозавров, машинки, детские музыкальные инструменты, или что угодно еще, что ей по-настоящему нравится.
  • Не покупайте дешевые игрушки, либо будьте готовы к их поломке. В принципе, когда ребенок находится в стадии очень активного изучения окружающей действительности, вполне можно приобретать для него игрушки «на один раз», которые будет абсолютно не жалко. Но тогда и не вините малыша, когда он их сломает. А если вы хотите, чтобы они продержались подольше, то отдавайте предпочтение более качественным изделиям из прочных материалов. И они не обязательно должны быть очень сложными – детская фантазия может и в простом сучке помочь увидеть волшебную палочку.
  • Предоставляйте ребенку возможность проявить силу без последствий. Например, построить песочный замок и сломать его. Сделать снеговика и разбурить его. Собрать кучу осенних листьев и с размаху бухнуться в нее. В домашних условиях это могут быть поделки из пластилина, которые также постигнет участь разрушения. Если вашему ребенку нравится проверять всякое разное на прочность, нет смысла его от этого отучать. Лучше направить его деструктивную энергию в то русло, где это не принесет существенного ущерба.

И напоследок отметим, что покупать игрушки всегда нужно для ребенка, а не для себя. Вы, конечно, можете делать такие покупки и себе, но тогда не нужно отдавать их малышу. Хрупкие, красивые, коллекционные вещи могут нравиться вам, но они абсолютно нефункциональны в качестве детских игрушек. Разве что уже в более старшем возрасте, когда ребенок тоже сможет получать удовольствие исключительно от эстетической привлекательности каких-то вещей.

Похожие посты

Оставить комментарий

«Игрушка сломалась сама»

Есть варианты, когда игрушки ломаются, но ребенок сделал это не специально. Что может произойти?

  • Малыш случайно уронил игрушку, наступил на нее, задел рукой, упал на нее. Такое бывает, когда дети заигрываются и не замечают предметов под ногами, руками, над головой или не соизмеряют свои силы. Ребенок может сильно расстроиться из-за поломки, собирать осколки, сломанные части и хранить их в надежде, что когда-нибудь удастся починить.
  • «Я только хотел посмотреть, что у нее внутри», — этот ответ можно услышать, когда происходит вспарывание мягких игрушек, разбор электронных и сборных вещей.

То есть сработало обыкновенное детское любопытство, в результате которого игрушка была разобрана и содержимое извлечено наружу. В данном случае процесс познания может дать разный результат: от разочарования, что внутри зайца какая-то труха, до открытия, что внутри робота замысловатая микросхема.

Подстраивание предметов под конкретные игры. Игрушка трансформируется под ролевую игру, когда в настоящем виде не устраивает детей.

Например, кузов на машине маловат, но в наличие есть коробка большего размера. Кузов отрывается, коробка устанавливается, машина, по сути, начинает перевозить крупногабаритные грузы. Но машина не всегда справляется с поставленной задачей, а коробка не выполняет функцию кузова – тогда игрушка испорчена.

Кукла одета не в то платье – платье снять, надеть на куклу другое и накрасить ей глаза и губы фломастером, чтобы подходила на задуманную для нее игровую роль.

Качество игрушки было низким, сломалась быстро и без возможности починки. Да, иногда нужно поверить детям, что игрушка сломалась сама. Лопатка не выдержала тяжести камней или песка, машина – груза, мяч – удара о стену.

«Так и было!»

Если ребенок сломал свою игрушку − это полбеды. А что делать, если кроха испортил вещь другого малыша? Конечно, правильно будет извиниться или предложить ребенку сделать это вместе: кроха должен понимать, что, даже если он нечаянно испортил вещь другого человека или чем-то причинил неудобство, нужно попросить прощения. В качестве компенсации можно предложить купить похожую игрушку или сделать какой-то подарок обиженному малышу.

Однако и тут возникают вопросы. А что, если игрушка очень дорогая? Неужели каждый раз выплачивать деньги? Если вы знаете, что ваш малыш чересчур любопытен или, мягко говоря, не очень аккуратен, чтобы избежать лишних проблем, озвучьте тему дорогих игрушек и их поломки, общаясь с мамами в песочнице или в детском саду. Предложите не давать детям с собой дорогих вещей. После такого разговора в случае поломки чужой вещи извинений будет достаточно.Чтобы не пришлось успокаивать своего кроху, когда сломают его игрушку, и возмущаться реакцией родителей обидчика, обговорите это и со своим ребенком. Такую ситуацию легче предотвратить, чем потом находить сложные решения. Не берите на улицы особо дорогие или любимые игрушки малыша. Объясните, что другие дети могут быть менее осторожными, и игрушка сломается.

«Игрушка сломалась сама»

Есть варианты, когда игрушки ломаются, но ребенок сделал это не специально. Что может произойти?

  • Малыш случайно уронил игрушку, наступил на нее, задел рукой, упал на нее. Такое бывает, когда дети заигрываются и не замечают предметов под ногами, руками, над головой или не соизмеряют свои силы. Ребенок может сильно расстроиться из-за поломки, собирать осколки, сломанные части и хранить их в надежде, что когда-нибудь удастся починить.
  • «Я только хотел посмотреть, что у нее внутри», — этот ответ можно услышать, когда происходит вспарывание мягких игрушек, разбор электронных и сборных вещей. 

То есть сработало обыкновенное детское любопытство, в результате которого игрушка была разобрана и содержимое извлечено наружу. В данном случае процесс познания может дать разный результат: от разочарования, что внутри зайца какая-то труха, до открытия, что внутри робота замысловатая микросхема.

Подстраивание предметов под конкретные игры. Игрушка трансформируется под ролевую игру, когда в настоящем виде не устраивает детей. 

Например, кузов на машине маловат, но в наличие есть коробка большего размера. Кузов отрывается, коробка устанавливается, машина, по сути, начинает перевозить крупногабаритные грузы. Но машина не всегда справляется с поставленной задачей, а коробка не выполняет функцию кузова – тогда игрушка испорчена.

Кукла одета не в то платье – платье снять, надеть на куклу другое и накрасить ей глаза и губы фломастером, чтобы подходила на задуманную для нее игровую роль. 

Качество игрушки было низким, сломалась быстро и без возможности починки. Да, иногда нужно поверить детям, что игрушка сломалась сама. Лопатка не выдержала тяжести камней или песка, машина – груза, мяч – удара о стену. 

Русская сказка

С появлением в семье ребенка, заботливые родители хотят дать ему все самое лучшее. Они покупают хорошие и дорогие игрушки, но часто замечают, что малыш начинает их ломать. Не всегда надо пугаться этого, ведь малыши исследуют мир по-своему. Так какие же причины такого поведения?

Любознательность

Если это касается младенца, то повода для беспокойства нет. Так он изучает эту вещь, смотрит что внутри, пытается понять, как она устроена.

Отсутствие внимания родителей

Недостаток родительского внимания негативно сказывается на ребенке, и он, ломая игрушки, пытается его привлечь. Современные родители постоянно занятые своими делами, и чтобы компенсировать свое отсутствие заваливают кроху дорогими подарками. Но лучший подарок для малыша – это совместное времяпровождение. Можно вместе поиграть в онлайн игры на ТоннаГеймс, ведь это отличный способ для развития ребенка.

Необходимость выбросить агрессию

Детишки тоже испытывают чувства злости и гнева. А также они копируют от родителей подобные эмоции. Что бы как-то избавится от такого состояния, они выплескивают его на игрушки. Часто, дети представляют обидчика в лице куклы или солдатика, начиная ни них кричать и бить.

Родителям, увидевшим такое поведение своего чада, надо срочно исправлять ситуацию. Не стоит ругать малыша, если такое случилось случайно. Выбирать игрушки лучше качественные, даже при случайном падении они не разобьются. В младенческом возрасте детям трудно донести, что к вещам нужно относиться бережливо. Нужно аргументировать почему нельзя ломать игрушки. Можно сказать, что такой больше не будет, ее невозможно починить, игрушке больно и другое. Обычно с возраста четырех лет дети начинают испытывать чувство любви и заботы. В таком случае стоит попробовать альтернативный вариант: приобрести то, что малыш сможет опекать.

Малыши часто любят мелкие предметы и сложные механизмы. Если есть старый ненужный телефон или другой предмет, можно предложить его разобрать совместно и посмотреть, как устроен механизм. Покупать игрушки надо соответственно возрасту ребенка. Не желательно спешить с покупкой новой забавы, надо пытаться отремонтировать старую, иначе малыш вырастет требовательным и не научится ценить, что имеет. Лучшим примером для крохи будет модель поведения родителей, если они сами не относятся бережливо к разным предметам, то чего ожидать от малыша.

Как отучить ребенка ломать игрушки

Мало понять, почему ребенок ломает игрушки

Важно отучить его от таких действий и объяснить, почему нельзя портить вещи. Предлагаем рекомендации по этому поводу

Прежде всего, поговорите с малышом. Делайте это спокойно, не используйте крик и выясните причину такого поведения.

Если малыш пытается оторвать части тела игрушкам, объясните, что кукле или зверюшке больно. Что для таких игр существуют специальные вещи. Это конструктор, мозаика и предметы, которые нужно собирать или разбирать. Для этого обязательно приобретайте подобные игрушки, особенно, если кроха любит ломать и разбирать вещи, смотреть и узнавать, что у предметов внутри, изучать содержимое изделий.

Предложите ребенку погулять, почитать, порисовать, позаниматься вместе. Это подходящий вариант, если родители регулярно заняты и уделяют малышу мало внимания. Но и в других случаях дети будут рады отправиться с папой и мамой на прогулку, а не сидеть и играть в одиночестве. Разнообразьте досуг чада и старайтесь больше времени проводить вместе.

Если ребенок только что сломал игрушку, не кричите, не ругайте и не наказывайте кроху. Не спешите поднимать поломанные или разбросанные вещи. Пусть малыш играет и изучает окружающий мир дальше. Наблюдайте за крохой, давайте подсказки и советы, участвуйте в играх вместе, но не настаивайте и не учите навязчиво, чем и когда нужно играть.

Если вы купили не ту игрушку, которую хотел малыш, спокойно объясните, что подарили вещь от чистого сердца и искренне переживаете из-за того, что кроха расстроен и разочарован. Но не спешите сразу приобретать новую игрушку взамен сломанной. Оставьте поломанную игрушку на виду, чтобы он убедился, как это плохо.

Объясните ребенку, что другим детям тоже дарят подарки. Малыш может специально испортить игрушку, которую вы приготовили для других, поэтому лучше прятать и не показывать такую вещь собственному малышу. Подобные ситуации вызывают обиды и ревность.

Приучайте кроху к порядку. Объясните, что сломанные и разбросанные вещи нужно убирать самому. Как это сделать, подскажут советы из статьи “Как научить ребенка убирать за собой игрушки”.

Причины детского поведения

Причин такого поведения ребенка может быть несколько.

  1. Тип темперамента малыша .

Поведение, при котором наблюдаются чаще разрушительные действия, свойственно детям с типом темперамента – холерик. У таких детей игрушки ломаются сами по себе. Данный тип темперамента означает непоседливость, быстроту действий, большую активность.

Такой ребенок может просто бежать сломя голову и по ходу наступить на игрушку, даже не заметя ее на своем пути.

В маленьком возрасте (2 – 3 года) дети еще не умеют управлять своими эмоциями.

Это возможно не раньше 7 – 8 лет. Поэтому ругать малыша за поломанную игрушку точно не стоит.

  1. Плохое самочувствие ребенка .

Это может быть банальная усталость, а возможно — это проявление начала болезни. У ребенка может что-то не получаться в процессе игры и в таком состоянии он воспринимает свои неудачи с повышенной возбудимостью и проявлением агрессии.

  1. Некачественные игрушки .

Дешевая игрушка может очень быстро поломаться. И ребенок будет совсем в этом не виноват.

  1. Игрушка может не соответствовать развитию малыша на данный момент времени.

Обязательно нужно учитывать возрастные особенности конкретного периода жизни. Если игрушка не соответствует возрасту ребенка – это означает то, что он попросту не сможет с ней справиться в процессе игры. За этим последует огорчение малыша и своеобразная сдача игрушке от ребенка в виде её поломки.

  1. Малыш находится на стадии познания мира , в том числе и методом анализа, который заключается в разборе целого на составные части. Таким образом, ребенок пытается понять, как все устроено в этом мире. Многие из взрослых могут вспомнить ситуацию, как разбирали в детстве непонятную для себя вещь, будь то будильник или утюг.
  2. Выражение недовольства .

В маленьком возрасте дети не способны к анализу ситуации в целом и самоанализу в частности. Если он не может справиться с игрушкой, значит в этом, по его рассуждениям, виновата только она. Если в машинку не помещается его любимый кубик, значит виновниками, сложившейся ситуации является кто-то из них. Поэтому надо разобраться либо с кубиком, либо с машинкой, отшвырнув их прочь. Примерно так рассуждает ребенок. Ему даже в голову не приходит, что предметы не соответствуют размеру друг друга, и он их не правильно подобрал для своей игры.

  1. Проявление своего «Я». В крошечном возрасте (с первого месяца жизни) ребенок полностью зависит от родителей и не противоречит этому. Но постепенно вырастая, у него начинает формироваться осознание себя как личности.

Привлечение внимания

Такими методами ребенок пытается привлечь внимание к себе со стороны родителей. Разрушительное поведение может послужить для взрослых неким сигналом к действию

Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>

Богатый ребенок и игрушечный магазин

Иногда в жизни ребенка просто слишком много игрушек. Их столько, что они уже не имеют ни эмоциональной ценности, ни игровой привлекательности, для ребенка это просто пестрый мусор, вызывающий скуку. В самом деле, какой взрослый в своем уме будет беречь использованную одноразовую посуду и переживать за судьбу картонного стаканчика из-под кофе?

Что делать?

Лучше меньше, да лучше. Если вы окинули детскую взглядом и поняли, что ваш ребенок живет в филиале игрушечного магазина, срочно пересмотрите свою воспитательную политику. Каждая новая игрушка должна что-то значить в жизни ребенка, быть непохожей на остальные, предназначенной для определенной игры. Если вы и сами не понимаете, зачем именно она нужна – не покупайте! Уже имеющиеся разберите и спрячьте часть из них на какое-то время.

Разный подход

Я сама мама, поэтому тема мне знакома. Ребенок растет, а у меня все шире круг общения с другими мамами. Я наблюдала. Пыталась определить, чему научить свою дочь. Чаще всего видела следующие ситуации:

  1. Мама занимает позицию — уважать мнение ребенка. Не хочет делиться, не надо. Мы свое не отдаем, но чужое тоже не возьмем. Надо отметить, что такие мамы держатся особняком. Их дети мало играют с другими. В основном это прогулки вдвоем, без посторонних участников. Мама — лучший друг и партнер для игр.
  2. Другие родители испытывают чувство стыда, когда ребенок не хочет делиться игрушками. Пытаются уговорить, заставить, объяснить, что жадничать плохо. Чаще всего это заканчивается слезами малыша, обидой, что его заставили сделать это. Интерес к игре резко пропадает.                      

Я была в растерянности. В первом случае малыш одинок, во втором — он в одиночестве плачет. Что делать?

Ты — мне, я — тебе

Научить ребенка делиться — важный этап воспитания. Это вопрос социализации. Возможность найти свое место в коллективе. Как бы мы не пытались оттянуть этот момент, но с взрослением малышу общества мамы будет мало. Хочется видеть его в окружении друзей. Я стала искать ответ у психологов в интернете. В основном они касаются поведения родителей в данной ситуации:

  1.     Не кричать, не заставлять ребенка, тем более не наказывать.
  2.     Постараться не принимать чью-либо сторону в конфликте. Спокойно объяснять, как лучше поступить и почему.
  3.     На личном примере показывать ребенку, как приятно делиться.
  4.     Смотреть мультики, читать сказки, где герои делятся. Обсуждать это вместе.
  5.     Стараться не брать на прогулку дорогие, новые игрушки.
  6.     Взять побольше игрушек, чтобы было чем делиться.
  7.     Хвалить малыша за щедрость.     

Предлагались следующие методы обучения:

  •     научить меняться игрушками;
  •     предлагать играть по очереди;
  •     подготовить ребенка к тому, что ему могут отказать при просьбе поиграть чужой игрушкой.

Мне этого показалось мало, и я копнула глубже.

Начнем с еды

Мне попалась статья, написанная по материалам тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, которая расставила все по своим местам. Очень рекомендую ее к прочтению.

Действительно, нам приятны люди, которые делятся, и иррационально неприятны те, кто жадничают, пытаются побольше взять себе. Чтобы помочь ребенку быть среди друзей и испытывать радость от общения с людьми, нужно научить его делиться, в первую очередь, едой.

  • Формировать этот навык лучше до трех лет. Начать с мамы, папы. Показывать, как вам приятно принять от малыша кусочек. Чтобы ребенок испытывал удовольствие от этого процесса. Часто взрослым стыдно взять еду у ребенка. «Кушай сам, все тебе», — так поступать не следует. С удовольствием взяв угощение, вы закладываете прочный фундамент успешных отношений с другими людьми.
  • Следующим этапом будет давать возможность делиться в садике, в школе, во дворе. Приучить испытывать положительные эмоции от этого. Чтобы ребенок отдавал все самое вкусное, отрывал от себя, но ощущал при этом радость, что поделился с другим. Голодным он не останется, а чувство одиночества и унылости ему точно будут не знакомы.

Подробно говорится об этом в отрывке с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана:

Я воспользовалась полученными знаниями. После школы дочка часто мне рассказывала, что отдала пастилу своей подруге за чаем, поделилась бутербродом, который я ей посылала на перекус. На свои деньги купила подруге пирожок, потому что не хотела есть одна свою ватрушку. Я хвалила ее, никогда не упрекала. Но когда моему ребенку понадобилась помощь, ее подружки быстро активизировались, чтобы решить эту проблему. Она не осталась один на один со своими переживаниями. Даже учительница приятно удивилась, наблюдая эту ситуацию.

Более 23000 людей получили свои результаты, пройдя тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, в том числе и по воспитанию детей.

Еще один отзыв педагога-психолога, а также мамы Ольги Князевой: 

Приходите и вы за своими результатами. Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг тут.

Как реагировать, если ребенок ломает игрушки

Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Делать вид, что не замечают происходящего или ругать? Верить, что игрушка сломалась сама или просто пойти и купить новую? Вариантов много, как выбрать правильное поведение?

Что делают некоторые родители, когда видят сломанные игрушки? Кричат на детей, поднимают руку, обвиняют в «криворукости» и неуклюжести, расточительстве и отсутствии бережливости. На малышей сыплются угрозы и обещания больше никогда ничего не покупать, не разговаривать и даже не любить. 

Все это недопустимо. Это только игрушка, больше ничего. Это не рука, не нога, не голова ребенка. Это просто предмет, которым играют. 

Поэтому следует оставить все репрессивные методы и спокойно отнестись с случившемуся, какова бы ни была стоимость игрушки. Жизнь и психическое здоровье ребенка нельзя сравнивать со стоимостью и ценностью игрушки. 

  • Спросите у детей, что случилось. Наверняка они смогут объяснить, что произошло и почему сломана игрушка. Проанализируйте события, произошедшие накануне – возможно сработала обида или злость. Устраните причину негатива и успокойте ребенка.
  • Поймите, не является ли сломанная игрушка призывом к совместному времяпрепровождению. Если факт таковой налицо – найдите время для детей, отложите дела и встречи. Поиграйте, погуляйте, попейте чай, посмотрите мультфильм, почитайте книгу вместе с детьми. Это всем пойдет на пользу.
  • Не ломайте вещи в гневе сами, ребенок станет копировать такое поведение. К примеру, родители ссорятся, отец бьет кулаком по столу или шкафу, разбивает окно, мама бьет посуду или рвет вещи, а ребенок за этим внимательно наблюдает. 

Покупайте игрушки, ориентируясь на уровень развития и возраст детей

Игрушки не по возрасту не будут вызывать интерес, потому быстро окажутся в числе сломанных. 
Обращайте внимание на стоимость и качество игрушек. Если ищете подешевле, не рассчитывайте на долгий срок службы

Если есть возможность выбрать качество – лучше потратить больше денег, но получить хороший предмет для игр.