2: Позднее введение прикорма

Современные мамы начитавшись большого количества статей о пользе грудного молока, решают кормить как можно дольше и путают, что долгое кормление грудью и введение прикорма два разных понятия. Не стоит откладывать введение прикорма на поздние сроки.

Существуют определенные признаки того, что малыш готов получать дополнительное питание. Главное помнить, что первый прикорм – это желание мамы не накормить, а познакомить с разнообразием продуктов и вкусов нашего мира, приучить крошечный животик переваривать все это разнообразие, мы готовим ребенка ко взрослой жизни, постепенно и терпеливо.

Позднее введение прикорма опасно тем, что малыш после 6 месяцев меньше получает питательных веществ из грудного молока, поэтому так важно вводить прикорм. Но при этом мы не говорим, что сразу же нужно прекращать кормить грудным молоком

Важно совмещать прикорм с грудным вскармливанием.

С введением прикорма пищеварительная система малыша развивается, откладывая это на потом, мы тормозим развитие своего любимого чада.

Ортопед

Специалист осматривает и оценивает развитие стоп ребенка, проверяет симметрию складок. При осмотре врач может выявить:

  • косолапость;
  • дисплазию тазобедренного сустава;
  • плоскостопие;
  • вывих бедра.

Врач следит за развитием скелета, тонусом мышц. Ортопед проверяет, как ребенок реагирует на разные действия, оценивает психическое развитие. Специалист может выявить патологии нервной системы, полученные при беременности и родах. Для точной оценки развития необходимо взять с собой выписку из роддома.

По асимметрии складок врач определяет патологии, выявляет дисплазию. Большинство отклонений, обнаруженных при осмотре в три месяца, можно исправить. В этом возрасте успешно решаются проблемы, которые позже требуют операций и могут привезти к инвалидности.

Это основные врачи, которых ребенку нужно посетить в 3 месяца. Иногда требуется прием ЛОРа, окулиста и хирурга.

Невролог

Доктор проверяет психическое и физиологическое здоровье малыша, смотрит, как ребенок реагирует на людей и окружающие предметы. Специалист оценивает тонус мышц и двигательные рефлексы. Чувствительность проверяется постукиванием молоточком по пятке, при котором ступня должна сжаться. Если замечено, что ребенок не разжимает кулачки, дома маме необходимо будет выполнять ряд упражнений, рекомендованных врачом.

Специалист оценивает развитие по умению узнавать игрушку и держать ее в руках. Невролог смотрит, как срастается родничок, измеряет окружности грудной клетки и головы. При обнаружении отклонений назначаются дополнительные обследования.

Самоприкорм

BLW-прикорм (Baby-Led Weaning). В этом случае малышу предлагают разные виды еды, и он ее исследует, как и все остальное в этом мире. Пробует, нюхает, давит руками, размазывает по столу, швыряет на пол и наконец ест. Еда подается в основном кусочками (нарезанная дольками, палочками, четвертинками), и малыш берет ее руками. Если предстоит есть что-то жидкое, ребенку вручают ложку.
Плюсы

  • Ребенок сам выбирает, что будет есть. Ему интересно.
  • Не нужно переходить с пюре на кусочки.
  • Развивается мелкая моторика.
  • С самого начала развивается жевательная мускулатура.

Минусы

  • Нужно изучить теорию, много прочитать, а иногда и «воевать» с близкими — сторонниками традиционного подхода.
  • Дать полугодовалому малышу целый кусок страшно.
  • Нужно смириться с тем, что будет грязно, потому что на полу и стенах будет гораздо больше еды, чем во рту.

Традиционный прикорм

О нем написано в учебниках по педиатрии, так советуют поступать 99,9% педиатров. Малыша начинают кормить фруктовыми и овощными пюре или специальными детскими кашами. Все протертое, почти жидкое. Ближе к году детей плавно переводят на еду, нарезанную кусочками.
Плюсы

  • Так кормят почти все, это привычно, есть с кем посоветоваться.
  • Не надо переживать, что малыш подавится.
  • Если кормить готовыми пюре, то прикорм превращается в очень простое мероприятие: открыл баночку — и еда готова!

Минусы

  • Пюре не стимулирует жевание. Ребенку может быть сложно переходить на кусочки и более густую пищу. Многие дети плюются, давятся и отказываются есть блюда новой консистенции.
  • Часто малышу неинтересно есть только пюре, и его пищевой интерес угасает. Тогда и появляются фразы: «за маму, за папу», «самолетик летит, зайке в рот спешит».
  • Покупные пюре бывают невкусными, некоторые содержат нежелательные добавки в виде жира, стабилизаторов, консервантов. Почти во все мясные пюре добавляют рис. Следовательно, в порции меньше самого мяса, то есть белка. Такой продукт может привести к запорам.
  • Для более жидкой консистенции в пюре приходится добавлять воду, и это снижает пищевую ценность блюда.

Индивидуальный подход

И, конечно, очень важно для решения вопроса о сроках введения первого прикорма учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети рождаются разными (доношенные, недоношенные, с разной массой и ростом и т.д.), они очень по-разному растут и развиваются, имеют разное питание(грудное, искусственное, смешанное), также и состав грудного молока у женщин различается

Одному ребенку целесообразно вводить прикорм с 4-хмесяцев, а другому лучше подождать до 6-и. Например, если мама полноценно питается, а ребенок находится на грудном вскармливании и хорошо развивается, то прикорм можно ввести с 6-и месяцев. Также детям, имеющим наследственную отягощенность по аллергии, с введением прикорма торопиться не следует. В другом случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании и плохо прибавляет в массе, то прикорм можно ввести раньше -с 4-х месяцев. Конечно, всех индивидуальных случаев не перечислить, поэтому в каждой конкретной ситуации мама должна посоветоваться с врачом.

Сок – в первую очередь?

В нашей стране действуют методические рекомендации МЗ РФ от 1999 г., согласно которым первыми в рацион ребенка должны вводиться фруктовые соки с 3-х месячного возраста. Однако накопленный практический опыт за последние годы вносит свои коррективы по данному вопросу и не позволяет столь же однозначно высказываться в пользу такого раннего введения соков. Возможно, в будущем эти рекомендации будут пересмотрены. На практике раннее назначение соков часто вызывает нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. А если ребенок страдает от кишечных колик, имеет срыгивания или неустойчивый стул, то с введением соков вообще стоит подождать, их можно ввести и на 2-м полугодии жизни, после овощного пюре и каши. Так же раннее введение соков не рекомендуется детям со склонностью к аллергии, в том числе и с наследственной отягощенностью по аллергии. Грудничкам, которым прикорм вводится с 6-и месяцев лучше начинать не с соков, а с овощного пюре или каши – как более питательно ценных продуктов, которые, кроме того, способствуют развитию жевания и глотания густой пищи. Рекомендация по раннему введению соков, базируется на том основании, что соки легче принимаются детьми (можно дать через соску), подготавливают систему пищеварения к введению основного прикорма, содержат витамины и микроэлементы. Однако часто соки действуют раздражающе на незрелый желудочно-кишечный тракт ребенка. А то количество витаминов и микроэлементов, которое может усвоить ребенок из сока, достаточно мало. Таким образом, в большинстве случаев, большой ценности раннее (с 3-хмесяцев) назначение сока не имеет, зато часто может привести к срыву пищеварительной системы или аллергической реакции.

Педагогический прикорм

В этом случае родители дают ребенку продукты с общего стола — то, что едят сами.
Плюсы

  • Не надо готовить ребенку отдельно.
  • Не надо тратить деньги на баночки с пюре.
  • Малыш сразу учится жевать, подогревает свой пищевой интерес.

Минусы

  • Семье приходится придерживаться более здорового питания. Хотя в целом это скорее плюс, но многие не готовы.
  • Сложнее вычислить «виновника» аллергии, ведь вместо одного продукта ребенок получает готовые блюда.
  • Малышу пока можно не все с общего стола, так что время от времени придется готовить ему отдельно и объяснять, почему надо есть свою еду, а не ту, что у мамы на тарелке.

5: Сок — не прикорм

Он не годится ни для второго, ни для третьего прикорма. Малышу нужно много энергии, а физически его крохотный животик способен употребить мало еды. Поэтому первые продукты должны обладать определенной энергетической плотностью, иначе возникнет риск недоедания.

На сегодняшний момент раннее введение соков в рацион питания малыша не имеет смысла, потому, что они могут вытеснить гораздо более полезную пищу. Еще следует учитывать, что содержащиеся в соках фруктовые кислоты без клетчатки достаточно агрессивно ведут себя в желудке. Введение соков ранее 9 месяцев может способствовать появлению аллергических реакций и расстройств пищеварения. Также сочетание высокой кислотности и фруктозы при частом употреблении может привести к развитию раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать.

Примерная схема искусственного вскармливания детей первого года жизни

Наименование продуктов и блюд Возраст (месяцы жизни)
0-1 2 3 4 5 6 7 8 9 9-12
Адаптированная молочная смесь 700-800 800-900 800-900 800-900 700 400 300-400 300-350 200 200
Фруктовый сок, мл       5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100
Фруктовое пюре*, мл       5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100
Овощное пюре, г         10-150 150 150 170 180 200
Каша, г           50-150 150 170 180 200
Творог, г           40 40 40 40 50
Яичный желток             1/4 1/2 1/2 1/2
Мясное пюре, г             5-30 50 50 60-70
Сухари, печенье, г           3-5 5 5 10 10-15
Кефир и др. кисломолочные продукты или цельное молоко, мл             200 200 400 400
Хлеб пшеничный, г               5 5 10
Растительное

масло, г

        3 3 3 5 5 6
Сливочное масло, г           4 4 5 5 6

* фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока

Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует срыгивание;
  • может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.

Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

Осмотр педиатром

На приеме врач оценивает развитие ребенка, отмечает показатели роста, веса, окружности головы и живота. Прибавка в весе должна составить 800 г, рост должен увеличиться примерно на 3 см. При существенных отклонениях от нормы назначают дополнительные обследования.

В норме окружности груди и головы к трем месяцам должны быть одинаковыми. Если окружность головы превышает норму, необходимо исключить внутричерепное давление – ребенка направляют к неврологу. Если окружность головы больше окружности груди, это может указывать на дефицит веса, и требуется коррекция питания. Если объем груди больше, причиной может быть избыточный вес.

Доктор слушает легкие, осматривает горло. Если у малыша появились зубы, смотрит, правильно ли они растут. Врач задает маме вопросы о питании, особенностях развития, уточняет, что умеет малыш к трехмесячному возрасту. На приеме у педиатра мама может проконсультироваться по кормлению, развитию ребенка. После осмотра врач выдает направления для посещения специалистов, на общий анализ крови и мочи. По результатам оценивают, готов ли малыш к плановой вакцинации АКДС и от полиомиелита.

Как понять, что ребенок готов к прикорму

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует первые полгода жизни кормить младенца исключительно грудным молоком или смесью. Даже если на банках с детским питанием производители пишут «с 4 месяцев», торопиться не стоит.
Маленькая прибавка веса, анемия, запор, понос и прочие заболевания — не причина для резкого начала прикорма. Конечно, всегда есть исключения из правил, но все решения нужно принимать только после консультации с врачом.
В остальных случаях педиатры рекомендуют знакомить малыша с едой, если он:

  • Удерживает голову в вертикальном положении.
  • Может сидеть с минимальной поддержкой, не заваливается набок или вперед.

Не все дети к полугоду садятся, кто-то совершенствует этот навык до 9 месяцев, и это не считается задержкой развития. Если по всем остальным признакам ребенок готов к прикорму, но пока не сидит без поддержки, не дожидайтесь

Посадите малыша к себе на колени, чтобы он облокотился спиной на взрослого.
Также важно, чтобы к началу введения прикорма у младенца уже угас «рефлекс выталкивания ложки» — защитный инстинкт, заставляющий язык выталкивать изо рта все лишние предметы и пищу. Обычно это происходит как раз к полугоду.
Но главное: у ребенка должен появиться пищевой интерес

Для этого малышу надо видеть, как едят взрослые, и захотеть попробовать то же. Для этого нужно сажать малыша рядом, когда едите сами.
Не надо путать пищевой интерес с желанием поиграть с кухонной утварью. Отличить одно от другого легко: можно дать малышу пустую тарелку и ложку. Если он будет играть с ними, значит, время еще не пришло. Если бросит подальше и станет просить еду, значит, пора!

Когда?

Специалисты в области детского питания и педиатры считают, что прикорм нужно вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие научные исследования, а также большой практический опыт,накопленный к настоящему времени по вопросам детского питания, позволили достаточно четко обосновать эти рекомендации. Именно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает полностью удовлетворять потребности ребенка, и, примерно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых продуктов питания. Так к 3-4 месяцам повышается выработка соляной кислоты в желудке, активизируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте уменьшается проницаемость слизистой кишечника для крупных молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, увеличивается выработка местных иммунных факторов защиты. К 4-5 месяцам у ребенка появляется готовность к жевательным движениям и приему пищи с ложки, постепенно угасает рефлекс “выталкивания” густой пищи языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой пищи. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм ребенка просто не готов для усвоения другой пищи кроме грудного молока (или молочной смеси), да она ему, в большинстве случаев, и не нужна.
Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Хорошо, если эти реакции будут кратковременными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и необходимо будет лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита – хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме ребенка. Особенно страдает незрелая иммунная система, имеющая очень важные функции в организме: она отличает свои клетки от чужих, формирует приспособление организма к пище и среде обитания, защищает организм от поврежденных и опухолевых клеток и от инфекций. При ранних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частые инфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, то он можетей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, а также есть опасность вдыхания такой пищи. Раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки.

Итог

Также международные эксперты отмечают следующие важные моменты

Прикорм не вытесняет главную пищу малыша . До года таковой остается грудное молоко, смесь

Грудное вскармливание, согласно рекомендациям ВОЗ, важно продолжать и дальше, до двух лет, так как в составе грудного молока содержатся ценные компоненты для дозревания головного мозга ребенка, его нервной системы, становления иммунитета.

Прикорм носит ознакомительный характер. Установленные нормы еды в граммах для детей на грудном вскармливании и получающих качественную адаптированную смесь, — не более чем общая рекомендация, верхняя граница

Больше еды, чем указано в нормах, давать нельзя, чтобы избежать перекорма. Еда не выполняет функцию насыщения, с ней до года должны справляться более ценные и питательные для ребенка грудное молоко и смесь. Она знакомит с новыми вкусами, стимулирует работу челюстного аппарата, социализирует ребенка и учит его есть правильно.

Введение продуктов не приемлет насилия . Главный вопрос, как правильно вводить прикорм ребенку, заключается в отсутствии нажима со стороны родителей. Пища должна вызывать интерес у малыша. При стремлении накормить его «во что бы то ни стало», мама формирует устойчивую модель поведения за столом, при которой ребенок отказывается есть.

Заинтересовать и развлечь — разные вещи . Кормление с уговорами, под мультики, с прочими развлечениями не имеет ничего общего с понятием прикорма. Малыш должен проявлять интерес к пище сам, а это возможно лишь, если он регулярно находится за общим столом со взрослыми. Копирование модели поведения взрослых — более надежный путь сформировать у ребенка правильное отношение к еде, чем уговоры и развлечения.

Смотрите на ребенка, а не на сроки . Возраст полгода — нижняя граница нормы, но она может корректироваться в зависимости от состояния здоровья ребенка, уровня его развития.

https://health-of-the-woman.ru/detskoe_pitanie/prikorm.html https://tomandangela.ru/pervyi-prikorm-dlya-malysha-kak-vvodit-pervyi-prikorm-pravilno/ https://tvoyaizuminka.ru/dom-i-semya/deti/kogda-vvodit-prikorm-rebenku-tablitsa-prikorma-detey/ https://mjusli.ru/deti/pervyj-prikorm-dlya-malysha-na-iskusstvennom-vskarmlivanii https://medkarta.com/prikorm-rebenka.htm https://tdivs.ru/pervyi-prikorm-rebenka-kogda-i-s-chego-nachat-kogda-i-kak.html