Раннее высаживание: нужно ли?

Стремясь побыстрее научить младенца сидеть, некоторые мамы (не без помощи бабушек) высаживают его в подушки и даже на горшок, поддерживая. Этого делать не рекомендуется. Более того, такие манипуляции опасны.

Поясним на примере: станете ли вы давать нести только что научившемуся ходить малышу сумку с 3 кг продуктов? Нет? Так почему же до 6 месяцев некоторые дают колоссальную нагрузку на неокрепший детский позвоночник! Рассмотрим его физиологическое формирование.

Позвоночник новорожденного тонкий и легкий, и годится при рождении исключительно для горизонтального положения. И только через время формируются изгибы, благодаря которым ближе к году станет возможным прямохождение. Образование таких изгибов никак не зависит от попыток родителей придать крохе вертикальное положение.

Придет время, и малыш обязательно сядет

Поэтому помните золотое правило: «Всему свое время». А пока это время не наступило, и малыш сам не изъявил желания сидеть, нельзя делать следующее:

Почему малыш не сидит

Эмоционально мама и малыш сильно связаны

Поэтому важно не паниковать, тем более что в 97% случаев поводов для этого нет. По словам доктора Комаровского, все дети разные, и темп развития у каждого свой

До года можно не беспокоиться, особенно если кроха при этом ползает и встаёт у опоры.

Возможные причины:

  1. Слабые мускулы. Обычно ребёнок начинает сначала ползать, подкачивает мышцы, потом постепенно учится сидеть. Это не симптом отставания, а индивидуальная особенность.
  2. Эмоциональное развитие. Умение сидеть – следующая ступенька в ряду достижений. Для освоения нового имеет значение не только физическое развитие, но и, прежде всего, готовность мозга.
  3. Избыток веса. В этом случае крохе нужно прикладывать гораздо больше усилий, чтобы двигаться, и иметь более сильные мышцы, чтобы удержаться в положении сидя.
  4. Атмосфера в семье. Если дома очень напряжённые отношения, мама часто расстроена или напугана, то малыш не будет развиваться. Вся его энергия уйдёт на то, чтобы справиться с эмоциями.
  5. Физическое здоровье (осложнения после вакцинации, гипоксия, повышенное внутричерепное давление). Когда малыш часто болеет, он не может развиваться в том же темпе, что и сверстники.
  6. Особенности беременности, такие как маловодие, угроза прерывания, обвитие пуповиной, анемия, недоношенность, резус-конфликт.
  7. Осложнённые роды и врождённые пороки (ДЦП).

Обратите внимание! Если ребёнок не научился садиться, не ползает и не встаёт, но детский врач не говорит о каких-то явных нарушениях, то нужно просто подождать

Когда ребенок начнет садиться и ползать, мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, существует не много серьёзных нарушений, при которых ребёнок не может научиться сидеть или ходить, и встречаются они в медицинской практике достаточно редко. В отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах, когда нужно ползать. При нормальном физическом развитии говорит Комаровский, маленький человечек начнёт и без помощи родителей сидеть, стоять, ползать и ходить. Но только тогда, когда он захочет делать это сам.

Задача взрослых в этом случае сводится только к тому, чтобы позволить своему карапузу нормально развиваться. При этом ни в коем случае нельзя превращать обучение новым навыкам в тяжёлый труд для чада. Это как раз может вызвать обратную реакцию маленькой личности и он просто не захочет ползать. А вот помогать крохе мама и папа обязаны. По мнению Евгения Комаровского, закалка и упражнения для развития мускулатуры можно начинать делать в самом раннем возрасте. Эти процедуры укрепят организм и позволят быстрее освоить навыки, предшествующие первым самостоятельным шагам.

Что делать, если ребенок в 8 месяцев не сидит

Самый простой и при этом действенный вариант для таких малышей – это постоянные акценты на присаживание (в процессе игр, гимнастики). Некоторые из детей могут сначала научиться самостоятельно стоять на четвереньках, а только после этого садятся. Такое развитие событий специалисты также называют вариантом нормы, ведь если родители бездействовать не будут, то малыш вскоре сумеет сесть самостоятельно.

На самом деле, не так сложно находиться в сидячем положении. А вот самостоятельно сесть – задача не из простых. Ведь для этого необходимо, чтобы те мышцы, которые управляют процессом вставания, были развиты достаточно хорошо.

В любом случае развиваются все малыши в индивидуальном темпе, поэтому в таком деле не может быть твердых норм, а присутствуют только средние показатели. Да и манера садиться у деток может существенно различаться: если один малыш, прежде чем сесть, перекатится на бок, то другой просто подтянется за спинку манежа или кроватки.

В завершении стоит отметить, что некоторым родителям все же придется запастись терпением, так как случается и так, что ребенок в 8 или 9 месяцев не сидит. Желательно так же проконсультироваться у невролога. А также пройти курс лечебного массажа.

Результаты впечатляют

Жалобы мамы на тот момент были связаны в основном с задержкой моторного, то есть физического развития ребенка. Оно не соответствовало возрастным нормам. Во время электропунктурной диагностики центральной нервной системы ребенка выявились неврологические нарушения, которые вызвали задержку моторного развития. У девочки обнаружили внутричерепное давление, нарушение работы шейных сегментов спинного мозга, снижение функциональной активности мозжечка и моторных зон (тех структур головного мозга, которые отвечают за координацию, моторное развитие ребенка, за мышечный тонус), а также выраженные остаточные явления гипоксического поражения головного мозга во время родов.
Валерия Матвеева, врач-невролог ижевского филиала «Реацентра»

Даша прошла 1-й первый курс абилитации – это курс микротоковой терапии и курс Войта-терапии, сеансы мануальной терапии, общий массаж, после которого стала самостоятельно переворачиваться и сидеть.

Через полтора месяца начался 2-й курс лечения. После него девочка стала вставать в кроватке и поползла по-пластунски. Начала понимать обращенную речь и эмоционально реагировать на родных, появился интерес к игрушкам.

В 1 год и 2 месяца Дашу привели в «Реацентр» на 3-й курс лечения. К этому времени девочка уже сама ползала на четвереньках и пыталась встать у опоры. После 3-го курса начала потихонечку говорить.

– К году у Даши стало явным отставание в речевом и психическом развитии, – продолжает рассказывать врач Валерия Матвеева. – Мы начали дополнительно стимулировать речевые зоны и зоны умственных способностей коры головного мозга. И, как результат, после 3-го курса увидели повышение речевой и познавательной активности ребенка.

Уже после первого курса Даша стала самостоятельно переворачиваться и сидеть. А через полгода начнется уже шестой курс лечения.

На 5-м курсе помимо основного курса лечения уже стали возможны и необходимы занятия с психологом и педагогом-дефектологом.

Из-за чего нарушается походка у детей

Наиболее распространённых причин нарушения походки три:

  • проблемы центральной нервной системы,
  • проблемы периферической нервной системы,
  • проблемы скелетно-мышечной системы.

Центральная нервная система — главная часть нервной системы человека, представленная связкой спинного и головного мозга. Основная задача ЦНС заключается в контролировании рефлексов.

Для болезней ЦНС характерны такие симптомы как:

  • слабость в конечностях, ощущение онемения,
  • подёргивание пальцев, кистей, стоп,
  • распирающие боли в голове, мигрени
  • неспособность или частичная неспособность двигать конечностями сопровождающиеся утратой чувствительности (инсульты),
  • различные нарушения речи и поведенческие девиации,
  • эпилептические припадки и нервные тики.

Болезни ЦНС могут быть связаны с инфекциями, поражающими мозг, к которым относятся сифилис, энцефалит, запущенный грипп и корь; интоксикация вследствие отравления или инфекции; нарушение кровообращение, из-за которого поражаются сосуды головного мозга; ушибы, травмы; наследственные заболевания из-за нарушения в хромосомах, из-за генных мутаций. У ребёнка могут возникнуть, например, из-за родовой травмы.

К периферической нервной системе относятся нервы, не входящие в ЦНС: спинальные и черепные нервы, вегетативная нервная система. Делится на соматическую и вегетативную, где соматическая отвечает за координацию тела.

Характерными симптомами поражения периферической нервной системы являются:

  • двигательные расстройства — слабость в конечностях, нарушение двигательной функции и онемения ниже места поражения нерва,
  • чувствительные нарушения: ощущение «ползанья мурашек», ощущение холода в конечностях, беспричинно влажные или сухие кисти и стопы.

ПНС может страдать из-за инфекций, токсических поражений, аллергии, патологии могут возникнуть из-за нехватки витаминов, при эндокринных нарушениях, васкулитах, из-за травматических поражений отдельных участков нервов. Возможны и наследственные аномалии.

Скелетно-мышечная система — она же опорно-двигательная — представляет из себя сбалансированную систему костей скелета, суставных соединений и мускулатуры, благодаря которым человек получает возможность передвигаться, принимать нужные позы, мимикой выражать свои эмоции.

  • боль в конечностях, спине, суставах, мышцах, головная боль,
  • неравномерное развитие мышечной системы,
  • отсутствие подвижности в суставах,
  • искривление позвоночника,
  • излишняя хрупкость костей, частые переломы,
  • быстрая утомляемость,
  • отсутствие чувствительности, в том числе тактильной,
  • проблемы с дыхательной функцией.

Как научить ребенка ползать

Чтобы научить ребёнка ползать родители должны:

Шаг 1.

Позволить ребенку много времени проводить на животе. 6-7 месячные младенцы в большинстве случаев любят играть лежа на животике с различными яркими игрушками. Это помогает им развить основные двигательные навыки, научиться управлять мышцами рук, ног и шеи.

Чтобы младенец чувствовал себя комфортно во время игры родителям лучше находиться на одном уровне с младенцем. Если младенец устал, его следует тут же положить на спину. Если этого не сделать, обессилевший ребенок может ранить себя или сильно удариться о пол.

Шаг 2.

Ограничить время, которое ребенок проводит в ходунках, авто кресле или стульчике для кормления. Специалистами было замечено, что ходунки убивают желание ребёнка передвигаться самостоятельно. Поэтому они советуют чаще поощрять малыша совершать самостоятельные движения без мобильных игрушек и приспособлений. Чем больше движений сделает ребенок самостоятельно, тем лучше он будет координировать движения собственного тела, а следовательно быстрее начнет ползать, а затем ходить.

Шаг3.

Помогать ребенку развивать мышцы спины и брюшного пресса при помощи упражнений, заставляющих смотреть вверх — размахиваний разноцветными игрушками над головой. Простое упражнение поможет малышу укрепить спину, шею и плечевые мышцы. Как только ребенок научится выполнять выпады вперед, удерживать равновесие на руках — он готов ползать.

Как определить, что ребенок готов ползать?

Младенца нельзя заставлять ползать, если он этого не хочет или не готов, потому что это может травмировать его как физически, так и эмоционально. Родители не должны сравнивать своего ребенка с ровестниками, а должны сосредоточиться на прогрессе собственного крохи и развивать его.

Специалисты считают, что ребенок полностью готов ползать только тогда, когда может:

• легко сидеть без поддержки взрослых;

• быстро двигать головой в разные стороны;

• контролировать движения рук и ног;

• переворачиваться со спины на животик и обратно.

Если у ребенка наблюдаются все выше перечисленные навыки, значит он готов начать ползать.

Как оценить развитие ребёнка

Чтобы убедиться, что, несмотря на то, что ребёнок не садится сам в 8 месяцев, у него нет никаких отклонений, можно проследить, справляется ли он с другими базовыми задачами возраста.

Двигательная активность

Из положения, лёжа на животе, ползёт на четвереньках, по-пластунски или просто активно двигается, пытаясь переместиться вперёд. Опирается на руку, второй играет. Легко крутится, куда захочет, может несколько секунд постоять на четвереньках.

В положении, лёжа на спине, может взять по кубику в каждую руку и ненадолго удержать. Если вложить в ладони грудничка свои пальцы, он подтянется и сядет вертикально. Голову при этом держит уверенно.

Может сидеть 5 секунд, опираясь на руки, легко переворачивается. Если посадить на колени и заинтересовать предметом, то попытается наклониться и дотянуться.

Малыш сидит, опираясь на руки

Если поставить на ножки, поддерживая подмышками, то стоит на обеих стопах.

Мелкая моторика и общение

Ребёнок способен захватить пальцами обеих рук предмет, размером и формой напоминающий пятирублёвую монетку. Узнаёт родных и близких, смеётся с ними, незнакомых людей боится.

Физическое развитие

За месяц теперь малыш набирает примерно около 500 г. Избыточный вес в таком возрасте – частое явление, но оно умиляет только бабушек. Педиатры предостерегают, что постоянно переедающий ребенок еще больше будет набирать лишних килограмм, что обязательно приведет к снижению иммунитета, нарушению обмена веществ. Такие дети чаще и сложнее болеют простудными заболеваниями, страдают от запоров. Нужно как можно раньше маме научиться корректировать детское питание. В данном случае без советов врача не обойтись. В группе риска – все, кто находится на искусственном вскармливании, они максимально подвержены избыточному весу.

Замечательно, что ваш малыш не сидит на месте, а активно знакомится с новыми местами

Важно убрать с его пути все мелкие предметы, потому, что они легко могут оказаться во рту. Если ребенок не любит ползать, надо заставлять это делать

На развитие ребенка в 9 месяцев очень влияет его способность перемещаться и одновременно рассматривать все вокруг. Подобные навыки ему помогут в будущем делать несколько слаженных движений одновременно.

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.


Положение тела малыша при сидении

Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например – ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.


Кольца для обучения сидению

Правильный учет возрастных особенностей – еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку