Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

38-я неделя беременности: ощущения женщины

Ты живешь в режиме ожидания. Сейчас особо не до планов. Все мысли сосредоточены на предстоящих родах. И, устав от своей неповоротливости и дискомфорта, постоянно возникающих на почве беременности, ты уже считаешь дни до рождения ребенка. Ты заметила, что твой живот как будто слегка опустился. Да, ты права. Так и должно быть. Это означает, что до финального рывка осталось совсем немного. Теперь уже высота дна матки начинает уменьшаться — сначала до 34-35 см. Немного снижается давление матки на диафрагму. Ты чувствуешь себя немного лучше. Головка плода постепенно перемещается вниз. Ты замечаешь первые ноющие боли в области таза, лонного сочленения. Иногда появляется и боль в области крестца, вызванные ишиазом.


Молочные железы наливаются, иногда из сосков даже проступают капельки жидкости — это молозиво. Вены на груди становятся более заметными, соски темнеют. Кстати, раздражение сосков вызывает повышение тонуса матки, и это может стимулировать роды.

Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

Сосательный рефлекс

Include Me shortcode: file not found

При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.

Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.

Ротовой рефлекс Эшериха

При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.

Поисковый рефлекс

При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.

Защитный автоматизм

При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.

Рефлекс Моро

Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.

Хватательный рефлекс

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.

Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.

Основные рефлексы

За проявление тех или иных автоматизмов отвечает центральная нервная система. Именно поэтому, говоря о нормах развития ребенка, в первую очередь оценивают его врожденные реакции, так как они являются показателем развития того или иного участка мозга. В связи с этим их делят на две большие группы:

  1. Сегментарные двигательные. Их проявление обеспечивается функционированием элементов мозгового ствола (оральные) и спинного мозга (спинальные).
  2. Надсегментарные позотонические. Деятельность этой группы обеспечивают центры продолговатого и среднего мозга.

Также основные физиологические рефлексы новорожденного делятся на безусловные и условные:

  • Безусловные – заложены у ребенка с рождения, «задуманы» природой для выживания и дальнейшего развития маленького человека.
  • Условные – приобретаются в процессе роста и созревания.

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.

Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди.

К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, стоматит.

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или насморке) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – используйте специальные накладки.

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

Жизнедеятельность организма во многом зависит от рефлексов

Для новорожденных они тоже имеют крайне важное значение. Организм крохи определенным образом реагирует на различные раздражители

Врожденные рефлексы в нервной системе малыша закладываются еще в утробе.

У каждого новорожденного ребенка обязательно должен проявиться сосательный рефлекс. Когда ему вкладывают в рот бутылочку с питанием или мама дает грудь, он начинает активно ее сосать. Этому ребенка никто не учит. И это является не привычкой, а важным рефлексом, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность. Сосательный рефлекс формируется в утробе матери и оказывает влияние на развитие новорожденного. Этот рефлекс позволяет ребенку утолить голод.

Уже в самые первые часы после рождения сосательный рефлекс срабатывает, чтобы обеспечить выживание. На данном этапе жизни он является самым главным для ребенка. Когда во время кормления грудь или соска касается неба, малыш автоматически начинает их сосать. Если ребенок голоден, рефлекс будет более выраженным, если же сыт – будет проявляться слабее. Через час после того, как кроха накормлен, рефлекс снова становится сильнее. Ритмичное сосание прекрасно успокаивает кроху.

За этот врожденный рефлекс отвечают черепные нервы. Посасывание груди для ребенка — трудная задача, но при сосании пустышки он получает удовольствие.

Чтобы проверить наличие сосательного рефлекса у новорожденного, необходимо слегка погладить его щечку или коснуться губ. Он должен приоткрыть ротик и начать движения языком.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела — большая. Для проявления ясности можно сравнить массу и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса — в 5 раз меньше.

https://www.youtube.com/watch?v=dG2AkNutZvs

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и

, состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

Кровоснабжение нервных структур у детей в несколько раз превышает кровоснабжение взрослого человека. Данная способность объясняется богатой капиллярной сетью, которая развивается и после рождения. Потребность мозга в кислороде у детей выше, чем у взрослых, в связи с развитием и ростом.

https://youtube.com/watch?v=yEemzZ7Y2hI

Виды рефлексов у новорожденных детей

Медицинские специалисты насчитывают 16 основных безусловных рефлексов новорожденного ребенка. Выделяются оральные, то есть поддерживающие сосательную функцию, спинальные, представляющие собой непроизвольные движения туловища и конечностей, и позотонические, обеспечивающие правильное распределение нагрузки на мышцы, врожденные реакции.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс – способность младенца производить губами и ртом сосание. Причем реакция возникает, когда в детскую ротовую полость проникает не только мамина грудь, но и любой предмет. Если, например, всунуть малышу в ротик палец, то он крепко стиснет его язычком и губками, примется старательно сосать. Этот рефлекс исчезает довольно поздно, в отдельных случаях держится до пяти лет.
Глотательный рефлекс – умение заглатывать пищу, попадающую в рот. Эта автоматическая реакция организма сохраняется на всю жизнь.
Хоботковый рефлекс – вытягивание губ в виде трубочки при непроизвольном сокращении круглой ротовой мышцы. Такой неосознанный ответ появляется при легком прикосновении к верхней губе ребенка. Он важен для правильного совершения сосательных движений, пропадает примерно через три месяца после рождения.
Искательный рефлекс – поиск малышом маминой груди. Если легонько дотронуться до края ротика, то кроха сразу повернет головку в сторону раздражителя, а его губки раскроются. Эта реакция исчезает в четыре месяца.
Рефлекс Бабкина – поиск младенцем материнской груди при прикосновении к его ладоням

Если осторожно надавить на бугорки возле больших пальчиков, то ребенок автоматически откроет ротик и откинет головку, пытаясь найти источник пищи. Эта непроизвольная реакция обычно пропадает уже в два месяца.

Спинальные рефлексы

  • Хватательный рефлекс – сжатие в руках и крепкое удерживание какого-либо предмета. Если новорожденному ребенку в ладонь вложить, например, указательный палец, то он обхватит его и не отпустит. Исчезает эта неосознанная реакция в четыре месяца.
  • Подошвенный рефлекс – сгибание пальчиков ног. При легком надавливании на ступню над второй и третьей плюсной малыш автоматически поджимает все пальцы.
  • Защитный рефлекс – способность ребенка, уложенного на животик, поворачивать головку вбок. Так младенец получает возможность нормально дышать при любом положении тела. Реакция пропадает, когда кроха обучается самостоятельно держать голову.
  • Рефлекс опоры – умение упираться всей ступней в какую-либо поверхность. Когда ребенок находится на весу, например, на руках у мамы, то его ножки согнуты в коленках и поджаты к животу. Если же малыш прикасается стопами к поверхности, то сразу же выпрямляет ноги. Такой непроизвольный ответ организма сохраняется долго, почти до года.
  • Рефлекс ходьбы – имитация шагов. Если младенца, выпрямившегося и упершегося ступнями в горизонтальную поверхность, немного наклонить вперед, то он сделает два или три шага. Сначала кроха ходит неуверенно, путается, спотыкается, но через полтора месяца обычно уже умеет двигаться правильно.
  • Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра) – совершение хаотичных движений, лежа на животе. Новорожденный ребенок, перевернутый со спины на животик, выгибается в разные стороны, шевелит руками и ногами. Реакция исчезает в четыре месяца, когда малыш обучается продвигаться вперед, отталкиваясь задними конечностями от опоры.
  • Рефлекс Бабинского – распрямление и веерообразное разведение пальчиков ног при легком поглаживании ступней от пяток к носочкам.
  • Рефлекс Моро – реагирование на испуг. Если громко хлопнуть ладонями и вскрикнуть рядом с младенцем, то он автоматически выпрямит ножки, раскинет ручки, разожмет пальчики, но затем быстро успокоится и вернется в нормальное положение. Синдром Моро исчезает, как только малыш достигает пятимесячного возраста.
  • Рефлекс Галанта – выгибание спинки при поглаживании тела вдоль позвоночника.
  • Рефлекс Ландау — ребенку необходимо придать положение пловца, для этого его следует поднять малыша, его лицо должно смотреть вниз. В этот момент ребенок поднимет голову, выпрямит спину (возможно даже немного выгнет), разведет и разогнет руки и ноги.

Позотонические рефлексы

  1. Ассиметричный шейный тонический автоматизм (рефлекс Магнуса-Клейна). Если новорожденному ребенку, лежащему на спине, повернуть вбок голову, то с этой же стороны ручка и ножка выпрямятся, а с другой стороны – согнутся. Эта непроизвольная реакция пропадает в два месяца.
  2. Симметричный шейный тонический автоматизм. Когда младенец запрокидывает головку, то его ручки и ножки выпрямляются, а когда наклоняет – то сгибаются.

Функции рефлексов новорожденных детей

Первый месяц жизни малыши совершенно беспомощны, из-за вынужденной адаптации к новой обстановке они пребывают в растерянном и взбудораженном состоянии. Безусловные рефлексы новорожденных детей являются, по сути, механизмом приспособления к существованию вне утробы матери. Если младенческий организм не может нормально выдавать неосознанные реакции, то его жизнедеятельность в окружающей среде осуществляется неправильно. Согласно мнению педиатров, безусловные рефлекторные действия у младенцев выполняют следующие функции:

  • обеспечивают здоровую и полноценную жизнь;
  • защищают развивающийся организм от неблагоприятных факторов среды;
  • заменяют в первый месяц после рождения условные реакции.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Что собой представляет природный инстинкт

Сосание — это очень сложный процесс. За его реализацию отвечают 5 пар нервов в черепной коробке. Проверить этот рефлекс у ребенка легко — достаточно погладить его щечку или дотронуться до губ. Малыш приоткроет ротик и начнет двигать языком, словно хочет сосать.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это умение сосать материнскую грудь либо соску на бутылочке со смесью, вложенную в ротик. Сосанию ребенка никто специально не обучает, поскольку это не навык, а один из важнейших рефлексов (формируется еще в процессе внутриутробного развития). Дальше этот рефлекс оказывает положительное воздействие на детскую психику и с помощью него грудничок утоляет голод.

Возникает он в первые часы и относится к группе врожденных рефлексов, которые обеспечивают выживание новорожденного. В процессе кормления, когда происходит касание нёба, малыш принимается высасывать молоко из груди или из бутылочки. Выраженность сосательного рефлекса у грудничка определяет — голоден малыш или сыт.

Инстинкт ослабевает после еды, однако, спустя час снова о себе напоминает. Ритмичное сосание оказывает хорошее успокаивающее действие на ребенка. В процессе сосания кроха может даже уснуть, поскольку чувствует себя под надежной маминой защитой, ему спокойно и уютно.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Как выработать рефлекс?

Нужно ли искусственно вырабатывать отстающий врожденный рефлекс у младенца? Взгляды специалистов на этот счет расходятся. Представители старой школы считают, что раз автоматизмы все равно скоро угаснут, то стараться нет смысла. Однако большинство педиатров настаивают на стимуляции безусловных рефлексов у новорожденных и грудных детей.

Самым простым и эффективным способом развить основные врожденные автоматизмы у младенца считается гимнастика. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения:

  • Развитию установочного и опорного рефлексов способствует удержание новорожденного около груди в вертикальном положении при одновременном постукивании по ступням.
  • Врожденное умение ползать стимулируют приставлением к стопам открытых ладоней. Малыш при таком движении получает точку опоры и начинает двигаться намного активнее.
  • К шаговому рефлексу новорожденного побуждают постановкой на ножки с поддержкой подмышками.
  • Хватательный навык развивают дачей ярких игрушек и указательных пальцев.

Заниматься самостоятельной стимуляцией врожденных рефлексов у новорожденного следует только после консультации у детского невропатолога

Врач порекомендует комплекс упражнений и подскажет, на какие именно автоматизмы нужно обратить внимание

Одновременно с безусловными необходимо стимулировать и условные рефлексы у новорожденных. Для этого достаточно подвесить над кроваткой яркие игрушки, положить недалеко от младенца влекущие предметы — малышу захочется дотянуться и взять их в руки. Сначала движения будут спонтанными, а затем все более управляемыми.

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс появляется у малыша еще до рождения. Иногда во время УЗИ можно увидеть, как малыш сосет большой палец, еще находясь в животе у мамы.

После рождения, как только ваш сосок окажется во рту у ребенка, ребенок начнет сосать автоматически. Если кормить новорожденного смесью или сцеженным грудным молоком из бутылочки, этот рефлекс возникает в ответ на соску бутылочки.

На самом деле сосание — очень непростой навык для новорожденного. И хотя сосательный рефлекс врожденный, некоторым малышам не удается сразу научиться правильно сосать грудь. Но со временем они осваивают это мастерство.