Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может

И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность

Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Как правильно наказывать

  1. В процессе наказания ребенка необходимо помнить о том, что нужно контролировать свои эмоции. Нельзя допускать каких-либо эмоциональных реакций, даже если ребенок не приносит ничего, кроме раздражения. Это самое главное правило для правильного и эффективного наказания.  
  2. Следует постоянно объяснять ребенку, какое именно поведение считается крайне недопустимым и заслуживающим соответствующего наказания. Необходимо это для того, чтобы ребенок осознавал и усваивал нормы социальной жизни.
  3. Всегда заранее ставьте ребенка о том, как вы будете наказывать его в случае непослушания или проступка. К примеру, можно сообщить ему, что даже за самые незначительные проступки он может быть оторван от телевизора или компьютера.
  4. Всегда объясняйте ребенку, за что именно вы будете его наказывать.
  5. Не преследуйте цель подавлять волю своего ребенка, ведь в процессе наказания он должен чувствовать вину и, по возможности, извиниться. Обычно для извинений ребенку потребуется несколько часов.
  6. Добивайтесь послушания, но не следует делать это немедленно. Объясните ему крайнюю неприемлемость поведения и примите, скажем, самое стандартное наказание – отнимите приставку. Кроме того, не стоит давить на своего ребенка, лучше дождаться, когда он все осознает самостоятельно и попросит прощения.
  7. Физическое наказание следует использовать только в самых крайних случаях. Идеальным вариантом будет использовать физическое наказание только 4 лет. Физическое наказание должно носить символических характер, условный. К примеру, легонько шлепнуть и повысить голос. Это должно быть достаточно.

Запреты при наказании

Воспитывая ребенка, можно не рассчитать силы и перегнуть палку. К примеру, часто такое происходит при физическом наказании. Из-за неправильного наказания ребенок объявляет бойкот. Появляются проблемы с обучением в школе, различные протесты либо, наоборот, малыш становится замкнутым и не желает общаться. Все это отразится на его состоянии в будущем.

Воспитательный момент должен исключать следующее:

  • Унижать провинившегося. Ни в коем случае нельзя преследовать цель унизить ребенка. Нельзя таким методом влиять на его личность. Не стоит бить его (например, розгами) — такое физическое насилие уничтожает его личность. Если и требуется физическое наказание, то нужно прибегать к другим вариантам.
  • Наносить вред здоровью провинившегося. Раньше наказывали детей довольно жестко розгами, но вот ухудшать его самочувствие ни в коем случае нельзя. Бить его запрещается, но можно, к примеру, заставить вымыть пол, отжиматься, приседать, закаляться прохладной водой и прочее. Однако чрезмерные физические нагрузки могут не только вызвать унижение, но и спровоцировать различные болезни, патологии, травмы. В таком случае это уже не воспитание ребенка.
  • Нельзя использовать одно наказание для детей за несколько проступков. За проступок всегда должна быть одна санкция. Слишком добрые родители должны помнить, что даже самые опасные преступники в тюрьмах отбывают наказания по нескольким статьям, так что срок будет максимальным — как для самого тяжелого преступления, которое он совершил.
  • Нельзя наказывать публично. Такое средство воспитания — самое ужасное для детей, особенно в подростковом возрасте. Опять-таки это и унижение его личности. Таким образом взрослый человек показывает свое превосходство над ребенком, так что в дальнейшем он не будет доверять родителям и воспитателям. К тому же в коллективе среди сверстников это может тоже иметь тяжелые последствия для провинившегося.
  • Запрещается без каких-либо причин отменять наказания. Многих родителей часто волнует вопрос, нужно ли наказывать детей? С одной стороны, необходимо порицать какие-либо проступки в воспитательных целях, но, с другой стороны, очень тяжело ограничить любимое дитя в чем-либо. В итоге, бывает такая ситуация, что родители придумывают наказание, но потом негативные эмоции сходят, и взрослые просто прощают его. В дальнейшем малыш поймет, что от любых санкций можно и отвертеться, так что будет использовать все меры, чтобы избежать наказания. Со временем родители и воспитатели просто потеряют авторитет. Необходимо помнить, что ребенка нужно не только поощрять, но и наказывать.

Всегда нужно помнить о презумпции невиновности, так что наказывать малыша только из-за мести нельзя. Санкции для него нужно придумывать в спокойном состоянии, а не в гневе.

За что можно наказывать ребенка

Объективно, список ситуаций, в которых родители могут наказывать ребенка, ограничивается двумя пунктами:

  • Нарушение установленных правил. Например: вы четко объяснили 7-летнему сыну или дочери, что приносить смартфон на кухню и, тем более, играть или смотреть мультфильмы во время еды запрещено. И предупреждаете, какое конкретное наказание будет за нарушение правила. На следующий день застаете чадо со смартфоном на кухне. Если в этом случае вы не сдержите обещание и не накажите, ребенок воспримет это как знак, что правила вообще можно не соблюдать.
  • Недопустимое поведение. При условии, что ребенок понимает, что поступает неправильно.

То есть, наказывать ребенка можно лишь в ситуациях, когда он понимает, что поступает плохо, знает, что его действия могут повлечь определенные негативные последствия, но все равно совершает их.

Частые причины непослушания ребёнка

80% родителей не знают причин непослушания. Среднестатистические мамы думают, что дети отказываются выполнять требования из вредности, сложного характера. Существует множество других причин.

  • Возраст. До совершеннолетнего возраста малыш переживает 3 кризиса возраста: в 1, 3, 7, 11-13 лет. Изменения организма способствуют плохому настроению и желанию разрушать.
  • Завышенные требования. Ребенку необходимо свободное пространство и время на занятия любимым делом. Рекомендуем посчитать, сколько раз вы сказали слово «нельзя» за день.
  • Неопределенность. Родителям необходимо составить точную систему запретов. Расплывчатые ориентиры ставят в тупик подростка.
  • Ослабление хватки. Нельзя обещать заказать, а потом простить. Безнаказанность приводит к ухудшению поведения.
  • Разногласия родителей. Родителям необходимо определить с требованиями. Система воспитания должна формироваться совместно. Запреты мамы, папы систематизированы единой системой.
  • Отрицать взросление. Запрещать в 12 лет гулять со сверстниками, провожать в школу в 5 классе, запрещать встречаться с мальчиками в 16 лет неправильно. Необходимо разрешать проявлять самостоятельность.
  • Отсутствие внимания. Плохое поведение – привлечение внимания родителя. Проводите больше времени с детьми, хвалить, поздравлять с успехами.

При воспитании важно учитывать факт. Малыши любопытны, пытаются познать окружающий мир, пробуя все вокруг.

За что еще нельзя наказывать ребенка

По большому счету, все, что не вписывается в сценарии из предыдущего пункта, не должно влечь наказания. Разве логично ругать ребенка за нарушение правил, о существовании которых он даже не подозревал? Или за поступок, последствия которого не мог представить, оценить? Но это огромная работа для родителей — проанализировать ситуацию, разобраться в ней. Не все хотят или умеют с ней справляться.

Лайфхак для родителей, которые хотят научиться правильно наказывать своего ребенка: в следующий раз, когда возникнет желание отругать или шлепнуть неслуха за очередную выходку, попробуйте действовать так:

Остановитесь, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться. Постарайтесь «отключить» гнев и раздражение.
Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка и попробуйте понять, почему он поступает так, что пытается выразить или чего хочет добиться. Например, дочь открыла ящик шкафа и вытащила все его содержимое на пол. Зачем она это сделала? Может быть, среди вещей есть что-то, что ей нравится или интересно

А, может быть, это способ привлечь ваше внимание? Пока мама будет собирать вещи, она будет рядом, даже если в это время она сердится и ругается.
Вспомните, как вы реагировали на подобные выходки в предыдущие разы, и оцените, дала ли эта реакция желаемый эффект. Например, перестал ли сын забирать у детей игрушки на детской площадке после того, как вы на него накричали или поставили дома в угол.
Если нет, подумайте, почему ребенок не реагирует на ваши попытки вразумить его

Возможно, вы только ругаете, но не объясняете, почему его поступки плохие? Или объясняете, но говорите с ним «не на его языке» и ваши объяснения ему не понятны? Попробуйте сделать это другими способами. Как вариант, опишите ситуацию на примере его любимых мультяшных или сказочных героев.

Если проанализировав поведение сына (дочери) вы убедились, что совершая проступок он (она) понимал, что нарушает правила и что будут последствия, подумайте, как правильно наказать ребенка.

Какие же существуют “правильные” способы наказания?

  • Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.

  • «Исправительные работы». Для ” вдохновения” приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых – “лягушки”. На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано “дело”, которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям “лягушек”, кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании “лягушек” – штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.

  • Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный “заседатель”. Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!

  • Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.

  • Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.

  • Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало “неудобно” в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.

  • «Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.

  • Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: “Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!”

В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:

наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме

наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать. наказание не должно унижать ребёнка

наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.

Автор – Сидоренко Анна, мама троих детей.

Конструктивный подход к наказанию ребенка

Лучшими способами наказания детей, эффективными и не травмирующими психику, признаны:

  • временное лишение развлечений – просмотра мультфильмов, прогулки во дворе с приятелями, компьютерных игр;
  • исправление проступка – «Специально рисовал не в альбоме, а на столешнице? Вот тряпка и моющее средство отмывать»;
  • «тайм-аут» – ненадолго оставить хулигана в полном одиночестве в комнате, где нет игрушек и телевизора (маленьких детишек – не дольше чем на 5 минут);
  • велеть извиниться: детсадовца или школьника – словами перед тем, кто им обижен, малыша – нарисовать взамен порванной картинки, взятой у брата или сестры, такую же – чтобы восстановил и вернул испорченное;
  • игнорировать непродолжительное время – не разговаривать и не играть с врединой;
  • назначить «общественные работы» – вне очереди помыть посуду или подмести пол.

Наказывая, не надо забывать, что даже малыш – личность, не говоря о ребенке-школьнике. Желания детей нередко выходят за рамки родительских требований – иногда и их стоит удовлетворять. И лучше – разговаривать с детьми не в приказном порядке, а давать советы с уважением – тогда ребенок обязательно услышит взрослых, а его здоровью и жизни ничто не будет угрожать. Ведь детей наказывают, чтобы они впредь не повторяли того, что может быть опасно в разных смыслах.

Как наказать ребенка за плохое поведение:

  • лишение бонусов (но не ежедневных потребностей — сна, еды, прогулки): к примеру — видеоигр, телефона, общения с друзьями, просмотра телевизора;
  • сделать перерыв в общении (предложить ребенку остаться в отдельной комнате и подумать над своим поступком);
  • принести извинения и исправить ошибку; к примеру, если ребенок истоптал чужую клумбу, необходимо научить его не только просить прощения у обиженного человека, но и восстанавливать разрушенное — то есть потратить время и силы на посадку новых цветоа;
  • домашний арест: за серьезный проступок можно не пускать ребенка на праздник или на прогулку с друзьями.

Основные причины, по которым наказывают подростков

В семье не оговорены постоянные правила поведения

Некоторые родители и учителя уверены, что подростки должны сами понимать, как можно и как нельзя поступать в той или иной ситуации. В этом, конечно, есть доля правды, но читать мысли дети не умеют, да и не должны.

Заявления вроде «Это же элементарно» и «Подразумевалось, что нужно было сделать так-то» как минимум смешны. Это ДЛЯ ВАС элементарно и ВАМИ подразумевалось.

Лишь четко определив правила и границы взаимодействия, убедившись, что все друг друга поняли, вы будете иметь моральное право наказать ребенка за нарушение этих правил.

К примеру, вы собирались испечь пиццу по возвращению с работы, но оказалось, что ребенок съел сыр. Направьте свое негодование по поводу нарушенных планов на себя: откуда ему было знать, что сыр брать нельзя? Откуда ему было знать, что нужно вынести мусор? Что сегодня сдачу после покупки молока нужно вернуть родителям? ОГОВАРИВАЙТЕ заранее свои планы и намерения, вместе определите постоянные правила поведения, и конфликтов в семье будет меньше.

Подросток пытается испытать любовь родителей на прочность, проверить границы их власти

Делает он это, чувствуя себя уже взрослым, в силу своих возрастных особенностей. Взрослые в таких случаях начинают сомневаться, достаточно ли жесткие границы установлены, или, может, нужно быть помягче?

Важность диалога с ребенком

Особое внимание уделите разговору с малышом, а также тому, каким он видит мир и какое влияние получает вне семьи: от друзей, из школы, от незнакомых людей. Если ситуация такова, что наказание неизбежно, то:

Если ситуация такова, что наказание неизбежно, то:

Объясните смысл запрета, а не совершайте действие ради действия. Ваше чадо озлобится, если подумает, что его наказали «просто так»

Важно четко понимать, как наказывать ребенка, аргументируя свое решение.
Придумайте категорийность запретов. Необходимы табу, полностью запрещенные к совершению

Например, запрет трогать горячий утюг руками, игры с опасными предметами, запрет выхода на балкон и прочее.

Прежде всего, сами не нарушайте то, что запрещаете своему ребенку. Сын или дочь, видя, что родители не выполняют свои же установки, со 100% вероятностью нарушат наказы взрослых. В том случае, если ребенку что-то запрещено в силу возраста, то это стоит объяснить. Например, малышу нельзя открывать шкаф с посудой, потому что он слишком мал, чтобы готовить еду.

За что точно нельзя наказывать детей

Например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую – не нарочно), изучает свои половые органы. Это актуально для детей до 2 лет.

 За возрастные и физиологические особенности.

Неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть. Какое это счастье – засыпать, становиться понятно только в институте, так что не усердствуйте.

За отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации.

Не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу. Сколько раз вам понадобилось сходить в театр или в ресторан, чтобы понять все тонкости поведения? Два? Пять? А ведь вы взрослый человек! У ребенка таких «театров» на пути очень много. Сначала опыт с сопровождением взрослого, «обьяснялка», закрепление, потом напоминание, потом поддержка и уже потом – желаемое поведение.

За проявление естественного чувства.

Например, ревность к младшему братику или сестренке (постоянно обижает их). Любой здоровый ребенок ревнует к новому малышу! Если ваш не проявляет ревности, вы должны внимательно задуматься, что с ним происходит? Представьте, ваш муж привел вторую жену, а вы не взбесились. Нормально?

За неосторожность. Испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки

Все, опять же, соответственно возрасту!

Испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки. Все, опять же, соответственно возрасту!

И в заключение хочу привести известную цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над вашей могилой».

26.06.2013

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место

Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание

Еще один серьезный вопрос, вызывающий горячие споры и обсуждения в среде родителей, а также педагогов – а каждая ли провинность влечет за собой наказание? Увы, чтобы малыш «не заигрался» со своими шалостями, не стал манипулировать взрослыми, он должен свыкнуться с мыслью, что баловаться до бесконечности ему не дадут.

Взрослые заботятся о детях, кормят их, обеспечивают питанием и комфортом. Взамен они рассчитывают на адекватное восприятие своих требований. Малыш, который на просьбу мамы не шуметь стал активно хулиганить, озорничать, в будущем имеет все шансы из непослушного карапуза вырасти в эгоистичного, себялюбивого человека.

В то же время тотальный террор, постоянное ожидание неминуемого воздействия за какой-то проступок, даже минимальный, сделает из ребенка юного неврастеника. Поэтому везде нужна мера, а как за нее не перешагнуть – дело отдельного конкретного случая. Универсальных решений, всеобъемлющих выводов и стратегий нет, есть только общее направление в педагогике.