Коррекция и прогнозы развития

Поскольку наличие у ребенка синдрома Аспергера часто подразумевает интеллектуальную сохранность и отсутствие явно выраженных проблем с речью, то прогноз по компенсации нарушения достаточно благоприятный. Часто люди с этим расстройством успешно социализируются, адаптируются к самостоятельной жизни, могут создавать семьи и вести активную жизнь. Но все зависит от индивидуальных особенностей. 

В любом случае, даже при отсутствии заметных нарушений дети с синдромом Аспергера нуждаются в специальном обучении и поддержке. Обучение должно включать в себя не только развитие различных бытовых и академических навыков, но и способности к совместным играм, управлению поведением, гармонизации сенсорной чувствительности, пониманию границ тела, распознаванию эмоций и чувств и многое другое. 

Симптом Аспергера, признаки которого у детей часто выявляются в достаточно позднем возрасте, поддается коррекции при условии регулярных занятий со специалистами. В нашем Центре LOQUAR мы прописываем индивидуальный вариант программы коррекции для каждого ребенка, в зависимости от его особенностей и потребностей. В случае, если у ребенка синдром Аспергера, ему часто бывают необходимы более углубленные занятия по освоению навыков коммуникации и контролю поведения, а так же по сенсорной интеграции.

Коррекция:

  • Коррекция аутизма
  • АВА-терапия
  • Интенсивный курс комплексной помощи при аутизме
  • Инклюзивное сопровождение детей с проблемами поведения
  • Коррекционные занятия для детей с аутизмом

Полезные статьи и ответы на вопросы:

  • Обучение детей с аутизмом
  • Ранний детский аутизм (РДА)
  • Аутизм: Ответы на самые часто задаваемые вопросы

Процедура

Скрининг развития во время планового осмотра терапевтом или педиатром может выявить признаки, требующие дальнейшего исследования. Это потребует комплексной групповой оценки, чтобы подтвердить или исключить диагноз СА. В эту команду обычно входят психолог, невролог, психиатр, логопед, эрготерапевт и другие специалисты, имеющие опыт диагностики детей с СА. Наблюдение происходит в нескольких настройках; социальная инвалидность при СА может быть более очевидной в периоды, когда социальные ожидания неясны и дети свободны от взрослых. Комплексная оценка включает неврологическую и генетическую оценку с углубленным когнитивным и языковым тестированием для определения IQ и оценки психомоторных функций, вербальных и невербальных сильных и слабых сторон, стиля обучения и навыков самостоятельной жизни. Оценка сильных и слабых сторон общения включает оценку невербальных форм общения (взгляд и жесты); использование небуквального языка (метафора, ирония, абсурд и юмор); закономерности интонации, ударения и громкости речи; прагматика ( очередность и чувствительность к вербальным сигналам); а также содержание, ясность и последовательность разговора. Обследование может включать направление к аудиологу для исключения нарушения слуха

Важно определить, есть ли в семейном анамнезе состояния аутистического спектра. Практикующий врач поставит диагноз на основании результатов теста, истории развития человека и текущих симптомов

Поскольку задействованы несколько сфер функционирования, критически важен подход мультидисциплинарной команды; точная оценка сильных и слабых сторон человека более полезна, чем диагностическая метка. Запоздалый или ошибочный диагноз – серьезная проблема, которая может быть травмирующей для отдельных лиц и семей; диагноз, основанный исключительно на неврологических, речевых и языковых или образовательных достижениях, может дать лишь частичный диагноз.

Достижения в области генетических технологий позволяют клиническим генетикам связывать примерно 40% случаев РАС с генетическими причинами; в одном исследовании диагностическая ценность AS, PDD-NOS и атипичного аутизма была аналогична таковой для классического аутизма. Генетическая диагностика относительно дорога, а генетический скрининг, как правило, нецелесообразен. По мере разработки генетических тестов возникнет ряд этических, юридических и социальных проблем. Коммерческая доступность тестов может предшествовать адекватному пониманию того, как использовать результаты тестов, учитывая сложность генетики.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

  • дефицит внимания;
  • классический аутизм;
  • шизотипическое расстройство личности;
  • ОКР;
  • последствия энцефалита.

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы

Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.   

Сенсорная чувствительность

Как заявляют сами аспергеры, их мир намного громче, чем у обычного человека. Это связано с повышенной чувствительностью к любым раздражителям, будь то запахи, прикосновения, звуки, или зрительные образы. Установлено, что подобное явление встречается примерно у 40% людей с СА. Реакцию сверхчувствительности может вызвать что угодно: температура воздуха, яркий свет, еда, одежда, например, колючая шерсть или этикетки на изнаночной стороне, прикосновения других людей либо их большие скопления.

Например, при езде в общественном транспорте (метро, поезде, автобусе), аспи, бывает, используют беруши или наушники, в которых звучит любимая музыка. Масса людей, духота и шум вызывают у них раздражение, выводят из равновесия и приводят к стрессовым состояниям. Музыка помогает отвлечься и успокоиться. Когда же обстановка становится крайне напряженной, им приходится покинуть ее, сойти с маршрута, чтобы постоять в одиночестве и насладиться тишиной, а затем продолжить свое движение пешком.

Есть специальные виды терапии, позволяющие справиться с сенсорными проблемами. Одна из них – сенсорная интеграционная терапия. Ее суть заключается в намеренном контакте с неприятными стимулами, происходящим постепенно и дозировано. Таким образом человек начинает привыкать к таким столкновениям, уже не ощущая раздражительности и паники.

Для аспергеров очень важно определить для себя метод или стратегию нейтрализации неприятных импульсов. Для некоторых таким решением становится небольшая доза алкоголя

Он, по мнению аспи, приглушает все навязчивые ощущения, помогает снизить уровень стресса. Кому-то требуется уединиться на некоторое время, побродить по пустым улицам, кто-то раскачивается на качелях.

Ранняя диагностика

Родители детей с СА обычно могут отслеживать различия в развитии своих детей до 30-месячного возраста, хотя в среднем диагноз ставится не раньше 11 лет. По определению, дети с СА развивают языковые навыки и навыки самопомощи по расписанию. , поэтому ранние признаки могут быть незаметными, и заболевание может быть диагностировано только в более позднем детстве или даже в пожилом возрасте. Нарушения социального взаимодействия иногда не проявляются до тех пор, пока ребенок не достигнет возраста, в котором такое поведение становится важным; социальные нарушения часто впервые замечают, когда дети встречаются со сверстниками в детском саду или дошкольном учреждении. Диагноз чаще всего ставится в возрасте от четырех до одиннадцати лет, и одно исследование показывает, что диагноз не может быть поставлен надежно до четырехлетнего возраста.

Особенности синдрома Аспергера

Для данного отклонения характерны серьезные трудности с социальным взаимодействием, ограниченность досуговых занятий. От синдрома Каннера его отличает сохранение функции системы познания, отсутствие нарушений речи. Для синдрома Аспергера характерны такие признаки:

  • невозможность способности невербального общения;

  • отсутствие сопереживания по отношению к сверстникам;

  • односторонняя говорливость;

  • физическая неловкость;

  • ограниченные стереотипные шаблоны поведения;

  • ограниченные интересы;

  • интенсивная сосредоточенность на узкой тематике.

Наиболее четкая характеристика синдрома – узкие специфические интересы. Больной может собрать коллекцию книг, посвященную небесным телам или климатическим изменениям. Он может запомнить весь модельный ряд фотоаппаратов, но при этом ему совершенно не интересен процесс фотографирования. Со временем интересы могут поменяться и стать еще более узко сфокусированными. Считается, что данной категории больных свойственен интерес к документально-публицистической литературе и фильмам. К художественной литературе и фильмам они остаются безразличны.

Чаще всего расстройство проявляется в возрасте от 4 до 11 лет. Более вероятная причина появления отклонения – генетическая предрасположенность. У родственников лиц с данным синдромом часто в анамнезе встречается аутизм.

Готовы возложить на себя ответственность за правильную постановку диагноза. Мы проводим всестороннее обследование ребенка в том числе:

  • интеллектуальные тесты;

  • генетическую экспертизу;

  • неврологическую экспертизу;

  • тестирование способностей к самостоятельности;

  • проверку психомоторного функционирования;

  • интервью с родителями;

  • собеседование ребенка в игровой форме.

Во многом улучшение состояния психики ребенка зависит от достоверности поставленного диагноза. Некоторые медикаменты, применяемые при лечении синдрома Аспергера, могут ухудшить поведение субъекта при других психических расстройствах.

Некоторые психоаналитики считают, что данный синдром не стоит ассоциировать с инвалидностью и вообще его лечить. В этом убеждены и некоторые пациенты. Однако, в детском возрасте лучше внимательно следить за симптоматикой и не исключать врачебную помощь. Корректировать поведение и улучшить симптоматику можно за счет бихевиоральной терапии. Некоторые симптомы исчезают с взрослением.

У людей с синдромом Аспергера наблюдается более лучшее функционирование системы познания, чем у аутистов. Однако, считается, что оба этих расстройства имеют общую причину и есть отличные друг от друга симптомы одного и того же нарушения.

Причины заболевания

По статистике, данным синдромом чаще страдают представители сильного пола, болезнь Рейтера у мужчин (в основном в возрасте 20-40 лет) встречается в 80% случаев. Намного реже развивается болезнь Рейтера у женщин, в единичных случаях заражаются дети.

Предполагается, что один из основных факторов заболевания – инфекции, передающиеся половым путём. Чаще всего возбудителем является хламидия – микроорганизм размером 250-300 нм, который может длительное время существовать в теле человека. В угрожающей для жизни микроорганизма ситуации хламидии могут превращаться в L-форму, которая более устойчива к внешнему воздействию и обладает способностью к длительному паразитированию. Все это способствует хроническому течению болезни.

Предшествовать болезни Рейтера может также острая кишечная инфекция, например сальмонеллез или дизентерия. Известны случаи болезни Рейтера, вызванной патогенной флорой, попавшей в организм человека в ходе приёма пищи или респираторным путём.

Большую роль в развитии синдрома Рейтера играет наследственная предрасположенность. Неправильная активность иммунитета передается от родителей. При соответствующих, неблагоприятных условиях иммунитет начинает направлять свои силы на клетки собственного организма.

В связи с этим обычно разделяют случаи развития болезни вследствие половой инфекции и после перенесённого пациентом инфекционного энтероколита.

Множественные наборы диагностических критериев

Диагностика АС осложняется использованием нескольких различных инструментов для скрининга. В дополнение к критериям DSM-IV и МКБ-10, другими наборами диагностических критериев для AS являются Szatmari et al. критерии и критерии .

Критерии частичной диагностики синдрома Аспергера, адаптированные из Mattila et al. Пусто = не определено критериями Существенные различия между перечисленными критериями: все подразделы критериев не включены
DSM-IV МКБ-10 Гилберг Сатмари
Языковая задержка Нет Нет Может быть
Задержка когнитивного развития Нет Нет
Задержка навыков самопомощи Нет Нет
Нарушение социального взаимодействия да да да да
– Нарушение невербального общения Может быть Может быть да да
– Неадекватная дружба Может быть Может быть Может быть да
Повторяющееся, стереотипное поведение да да да
– Всепоглощающий интерес Может быть Может быть да
– Рутины или ритуалы Может быть Может быть да
Странная речь да да
Моторная неуклюжесть Может быть да
Отдельные специальные навыки Общие
Клинически значимое нарушение а да
Исключение другого расстройства Да б Да c Нет Да д
a Нарушение социальной, профессиональной или других важных сфер деятельности b Не соответствует критериям другого распространенного расстройства развития или шизофрении c Не связано с повсеместным расстройством развития, шизотипическим расстройством, простой шизофренией, реактивным и расторможенным расстройством привязанности, обсессивным расстройством личности, навязчивым расстройством компульсивное расстройство d Не соответствует критериям аутичного расстройства

По сравнению с критериями DSM-IV и МКБ-10, Szatmari et al. Не упоминают о требованиях к нормальному раннему языку и когнитивному развитию . , тогда как языковая задержка разрешена в критериях Гиллберга и Гиллберга. Szatmari et al. подчеркивают уединение, и и Гилберг, и Сатмари включают в свои критерии «странную речь» и «язык». Хотя Сатмари не упоминает стереотипное поведение, одна из четырех описанных стереотипных функций требуется DSM-IV и ICD-10, а две требуются Гиллбергом и Гиллбергом. Аномальные ответы на сенсорные стимулы не упоминаются ни в одной диагностической схеме, хотя они связаны с АС. Поскольку DSM-IV и ICD-10 исключают речевые и языковые трудности, эти определения исключают некоторые из исходных случаев, описанных Гансом Аспергером. По словам одного исследователя, у большинства людей с СА действительно есть речевые и языковые аномалии, и в недавнем DSM – IV говорится, что «отсутствие клинически значимой задержки речи не означает, что у людей с синдромом Аспергера нет проблем с общением. ‘(Американская психиатрическая ассоциация, 2000, стр. 80) ». Критерии Гиллберга и Гилберга считаются наиболее близкими к оригинальному описанию синдрома Аспергером; агрессия и ненормальная просодия, которые, по словам других авторов, определяли пациентов с синдромом Аспергера, не упоминаются ни в каких критериях.

Диагностические критерии DSM-IV и ICD-10 подвергались критике за то, что они слишком широкие и неадекватные для оценки взрослых, слишком узкие (особенно по отношению к первоначальному описанию людей с СА Гансом Аспергером) и расплывчатые; Результаты большого исследования 2007 года, в котором сравнивались четыре набора критериев, указывают на «огромную потребность в пересмотре диагностических критериев СА». Исследование обнаружило полное совпадение всех наборов диагностических критериев нарушения социального взаимодействия, за исключением четырех случаев, не диагностированных Szatmari et al. критериев из-за его упора на социальное одиночество. Отсутствие совпадения было наиболее сильным в требованиях к языковой задержке и нечетной речи требований Гиллберга и Сатмари относительно DSM-IV и ICD-10, а также в различных требованиях, касающихся общих задержек. Небольшое исследование, проведенное в 2008 г. среди детей, направленных с предварительным диагнозом СА, показало плохое согласие между четырьмя наборами критериев, при этом одно совпадение составило всего 39%. В 2007 году Сатмари и др. предложили новую систему классификации РАС, основанную на семейных признаках, обнаруженных генетической эпидемиологией .

Что происходит во время болезни Рейтера?

В результате полового заражения в мочеполовых органах (уретра, простата, цервикальный канал матки) образуется очаг хронического воспаления, который выступает в качестве триггера дальнейшего воспаления в суставных тканях или органе зрения.

Через некоторое время появляется перекрестная иммунная реакция, от выраженности которой зависит характер течения болезни.

Выделяют 2 стадии заболевания: первая – инфекционная, характеризующаяся соответствующими признаками поражения мочеполового или желудочно-кишечного тракта. Вторая – иммунопатологическая, сопровождающаяся развитием иммунно-опосредованной патологии с поражением суставов и конъюнктивы глаза.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

Диагностика синдрома Аспергера

Дети с синдромом Аспергера диагностируются достаточно сложно, поскольку в раннем возрасте это нарушения может быть малозаметным. Существует так же проблематичность постановки диагноза из-за того, что определенные симптомы в возрасте до 3 лет могут присутствовать и у детей без аутичных проявлений. Поэтому при постановке этого диагноза опираются на такие симптомы, как:

— стереотипность движений 
— зацикленность на ритуалах и повторяющихся действиях
— неспособность понимать речевой подтекст и социальные намеки
— ограниченность в общении, неспособность устанавливать контакт с окружающими
— формальная речь, изобилующая сложными терминами (даже в раннем возрасте)
— неуклюжесть походки, раскоординированность
— бедность мимики
— неспособность понимать социальные правила общения (выдерживать дистанцию, не перебивать разговор других, не задавать неудобных вопросов и т. д.)

Заключение о синдроме Аспергера ставится, если эти симптомы есть у детей с нарушениями развития. Но известны случаи, когда этот диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте, т. к перечисленные признаки были отнесены к «странностям» характера, а не к проявлениям аутичности.

Общие тезисы

Обычно болезнь удается диагностировать в период от 4 до 11 лет. Но эти рамки не являются окончательными. Очень часто человек узнает о своем диагнозе уже во взрослом возрасте, хотя в этот период его распознать сложнее, чем в детстве.

Девушка узнала о своей проблеме, обучаясь в университете, хотя явные признаки расстройства прослеживались с детства. С ранних лет она испытывала трудности в общении с другими детьми, ощущала себя другой, даже говорила маме, что обладает особенным внутренним миром, который боится потерять. Этой особенностью была привязанность к мелочам, которые и позволяли ей улавливать все краски, звуки, запахи и ощущения окружающего мира. Этого она боялась лишиться, опасалась, что станет видеть все в серых тонах.

В университет она поступила на заочное отделение. Параллельно работала и ходила на языковые курсы. Новая обстановка и большое количество людей, скорее всего, послужили толчком к обострению состояния. Все чаще на нее накатывала волна гнева и раздражительности. Если до этого она могла справиться с этим, то теперь ситуация вышла из-под контроля. Плюс ко всему, друзья стали указывать ей на странности в поведении: несоблюдение элементарных правил общения, отсутствие чувства юмора, неадекватные и неуклюжие реакции на определенные ситуации.

В конечном итоге ей все-таки пришлось обратиться к специалисту. И ей был поставлен диагноз: синдром Аспергера.

Взрослые аспергеры – очень загадочные личности. Сами они замечают, что абсолютно разные. Вы не найдете среди них людей, которые были бы полностью идентичны в поведении.

Аспи утверждают, что их состояние – отнюдь не патология, а своеобразный вариант нормы. Просто это люди с иным видением мира. Многие из них говорят, что, если бы у них была возможность излечиться от расстройства коренным образом, они бы этого не сделали. Их диагноз – весомая часть их характера, и, лишившись её, они не представляют, кем бы стали.

Несмотря на определенные сложности их существования, в их жизни присутствуют и радостные моменты, недоступные обычным людям. Их особая форма восприятия мира, помимо отрицательных аспектов, имеет и положительные стороны. Они, в ходе успешной компенсации, помогают человеку социализироваться в обществе и достичь определенных высот.

История Стивена Шора – преподавателя Бостонского университета, члена Американского общества больных аутизмом и автора автобиографического очерка о своей жизни с СА – тому подтверждение. Он не разговаривал до 4 лет и ему был выставлен диагноз атипического развития с глубокими аутистическими признаками. Его родителям советовали определить мальчика в специализированный интернат, но они этого не сделали.

В настоящее время Стивен является обладателем докторской степени по специальной педагогике. Он помогает раскрыться людям с аутистическими расстройствами, много работает с детьми. Выступает с лекциями и докладами.

Многие психотерапевты в работе с людьми-аспи сходятся во мнении, что их цель – не искоренить болезнь, а обнаружить те симптомы, которые становятся источником стресса для их подопечных и мешают нормальному существованию. Специалисты также ищут пути для их преодоления.

Типичные признаки

Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.

Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.  

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Мелтдаун

Мелтдаун можно охарактеризовать как нервный срыв или истерика. В этом состоянии человек с синдромом Аспергера теряет самообладание и способность здраво мыслить. Он становится агрессивным и может наговорить массу неприятных вещей окружающим его в данный момент, даже если на самом деле он этого не думает.

Люди в таком состоянии способны нанести физические повреждения, если кто-то пытается вмешаться, чтобы привести их в чувство

Но чаще они наносят повреждения себе – ощущение боли позволяет отвлечь внимание от происходящего

Другой вариант мелтдауна – это отключение. При этом вопреки срывам человек становится недвижимым. Смотрит в одну точку и не реагирует на обращение к нему. Он принимает сидячее положение или может улечься на пол, кровать. Если такая ситуация настигла человека в общественном месте, он не в состоянии покинуть его и остается здесь до окончания мелтдауна.

Срывы способны перетекать в отключение. Но это не значит, что уровень напряжения снижается. Отключение в этом случае становится очередным этапом нервного срыва.

Причина мелтдаунов – это воздействие сверхмощного уровня стресса, с которым человек не способен совладать. Такая восприимчивость связана с повышенной чувствительностью аспергеров. Стресс в данном случае не является одномоментным, а становится результатом наслаивания одних стрессоров на другие. Решающей каплей может стать не самая важная проблема, просто она становится завершающей позицией в череде препятствий.

Спровоцировать такое обострение могут следующие факторы:

  • резкая смена планируемого распорядка;
  • завышенные требования;
  • чрезмерная социальная вовлеченность.

Во время приступа человек использует стимминговое или самостимулирующее поведение. Разговаривает с самим собой, раскачивается из стороны в сторону, перебирает пальцами и т.д.

Вот как описывают люди с синдромом Аспергера свое состояние во время мелтдауна. Создается впечатление, что все вокруг становится интенсивным и резко выраженным. Я теряю над собой контроль, а моим телом руководит кто-то другой, отключая разумные мысли и доводы. Кровь пульсирует в голове. Я не могу с этим справиться, хотя где-то в глубине небольшая часть меня понимает, что происходит что-то неправильное. Хочет это прекратить, но не может.

В моей голове появляется напряжение, от которого хочется избавиться. Появляется ощущение, что нахожусь в западне. Во мне скапливается слишком много эмоций, от которых нужно бежать. Вокруг все становится слишком четким. Такое ощущение появляется, когда плаваешь под водой, а затем выныриваешь. Я перестаю контролировать свою речь, говорю то, о чем должен был молчать. В большинстве случаев я приношу явные неудобства окружающим. И мне становится неловко. После срыва я долго не могу понять, что и почему произошло со мной

Окружающие не воспринимают меня всерьез и считают, что я таким образом привлекаю внимание

Лечение

Лечением занимается врач психиатр. В нетяжелых случаях проводится в домашних условиях. Если поведение осложняется агрессивным поведением, бессонницей, изнуряющими навязчивостями, депрессией, то терапия сначала осуществляется в специализированном стационаре.

Методики лечения:

  • Психотерапия. Психокоррекция. Тренинги навыков.
  • Психотерапевтическая работа с семьей пациента.
  • БОС-терапия.
  • Медикаментозная терапия (нейрометаболическая, общеукрепляющая, нормотимическая, антидепрессивная, нейролептическая и др.)
  • Лечебная физкультура.
  • Трудотерапия.
  • Терапия путешествиями. Музыкотерапия. Арт-терапия.

Не существует универсальных схем лечения синдрома Аспергера, к каждому пациенту подбирается свой уникальный терапевтический “код” из сочетания вышеперечисленных методик.

Лечение синдрома Аспергера в клинике РОСА:

  • Мы — специализированная и официально лицензированная клиника для лечения нарушений поведения у детей и взрослых. Располагаем собственным стационаром в Москве. Принимаем,
  • Большой опыт помощи лицам с синдромом Аспергера и другими видами аутизма, в том числе, и со сложными случаями.
  • Собственный штат психиатров, психотерапевтов, неврологов, психологов и реабилитологов.
  • Психотерапевтическая помощь родственникам пациента.
  • Консультации специалистов в клинике, выезд на дом.
  • Работаем круглосуточно.
  • Анонимно и конфиденциально.