Новый режим

Трехмесячный человечек понимает, что сидя на руках взрослого, он имеет большие возможности для изучения окружающего мира. К тому же так безопаснее и уютнее. Поэтому уставшей маме придется смириться с тем, что ребенок будет постоянно проситься на руки.

Некоторые родители уже вводят прикорм, предлагая малышу попробовать новые продукты. Обычно удается лишь размазать питание вокруг рта ребенка, так как понять, чего от него хотят родители, малыш не может.

Хотя бы в силу возраста. Если вес и рост малютки стремительно набирается, то прикорм можно отложить на более подходящий период. Даже 4-х месячный ребенок воспримет подобный уход с большим энтузиазмом.

«Свои правила» карапуз устанавливает и в распорядке дня. Чем строже он будет, тем лучше ребенку и родителю. Если режим до сих пор не установлен – присмотритесь к малютке в течение дня.

Когда он просит есть, хочет играть, засыпает? В последующие дни повторяйте последовательность примерно в это же время. 3-х месячный малыш склонен к последовательным действиям, ритуалам. Воспользуйтесь этим, чтобы ввести режим дня. Как это делать?

Пример: ежедневно перед сном купайте кроху, кормите и рассказывайте короткую сказку. Спустя три дня уже в ванночке карапуз будет понимать, что скоро его ждет сон.

Соответствующий настрой приведет к тому, что маленький человечек будет уже на последнем «этапе» укладывания (во время чтения сказки) сладко засыпать. А вы сможете суметь постепенно отрегулировать время ночного отдыха (с 23 до 21 часа, например).

Возможности движения

Ваш малыш все еще находится под властью гипертонуса. Его мышцы постоянно напряжены, движения хаотичные и неловкие. Однако именно сейчас, на третьем месяце жизни, происходит освобождение от этой скованности. И карапуз уже несмело двигает ручками.

Ладошка грудничка все еще зажата в кулачок. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть ее.

  • Прижимайте подушечки своих пальцев к подушечкам малыша. Слегка надавливайте на них, поглаживайте, пощипывайте.
  • Отгибайте каждый пальчик, целуя и называя его (Большой, Указательный, Безымянный и т. д.).
  • Массируйте пальчики малыша в течение дня как можно чаще – во время кормления, укладывания на сон, купания.
  • Круговыми движениями поглаживайте ладонь карапуза – он будет расслабляться и невольно разгибать ее.

На третьем месяце жизни ребенок уже хорошо удерживает головку. Находясь на руках у родителей, он вертится, рассматривает все то, что ему интересно.

Чем активнее кроха будет делать это, тем быстрее и лучше будут развиваться мышцы шеи.

Не забывайте подстраховывать малыша – он все еще быстро устает и может резко уронить головушку, повредив отделы позвоночника.

Чтобы стимулировать ребенка в 3 месяца к успешному развитию, в течение дня чаще выкладывайте его на животик

Обратите внимание, карапуз уже должен уметь опираться на предплечья, высоко подняв голову

Привлекайте внимание маленького исследователя при помощи ярких и звонких игрушек. Медленно передвигайте их перед малышом, побуждая к тому, чтобы он поворачивал головку в разные стороны

Продолжительность подобной тренировки не должна превышать три минуты. Иначе кроха будет уставать.

Развивающие игры для непосед в возрасте 2 года 3 месяца

  • Конструкторы и игрушки с подвижными деталями улучшат мелкую моторику, а музыка и рисование развивает творческие способности. Но нельзя пренебрегать подвижными играми.
  • Игра с солнечным зайчиком будет увлекательной разминкой. С помощью зеркала или фонарика взрослый проецирует на стену и пол солнечного зайчика, а малыш должен ловить его ручками, пытаясь на полу прыгнуть на него.
  • Салочки или догонялки — беспроигрышный вариант.
  • Птички — забавная игра, в которой дети взбираются на небольшие возвышения, взрослый сообщает, что солнышко встало и птичкам пора летать. Малыши спрыгивают, изображая порхание крыльев, клевание зернышек, чириканье и т. п. Затем ведущий объявляет «Дождь идет! Птичкам пора прятаться!», и малыши возвращаются обратно.
  • Игра «Поиски пары» предполагает, что все малыши делятся по двое. Каждой паре дают разные предметы. У первой в руках может быть по ленточке синего цвета, у второй — по ленточке красного цвета, у третьей — по мячику и т. д. По команде дети начинают бегать по комнате или площадке, а после сигнала «Начинаем искать!» должны как можно быстрее отыскать свою пару.

Забота, внимательность, любовь, терпение, справедливость и последовательность в решениях и поступках — главное, что должны проявлять родители по отношению к ребенку, чтобы его личность была гармонично сформированной.

Календарь развития ребенка от 2 до 3 лет по месяцам

  • 2 года 1 месяц
  • 2 года 2 месяца
  • 2 года 3 месяца
  • 2 года 4 месяца
  • 2 года 5 месяцев
  • 2 года 6 месяцев
  • 2 года 7 месяцев
  • 2 года 8 месяцев
  • 2 года 9 месяцев
  • 2 года 10 месяцев
  • 2 года 11 месяцев
  • 3 года

Особенности физического развития

До трехмесячного возраста ребенок, в основном, только есть и спит. Но постепенно его режим начинает меняться. Он все больше времени проводит в общении с окружающим миром. Его мышцы постепенно крепнут, а сам ребенок начинает проявлять активность и интерес ко всему, что его окружает.

В физическом развитии младенец очень изменился, подрос, окреп и поправился. Его вес за последний месяц мог увеличиться от 600 граммов до 1 килограмма, а рост – примерно на 2-3 сантиметра. Кроха становится пухленьким, у него появляются щечки и складочки на тельце. Это объясняется развитием подкожно-жировой ткани младенца.

Нужно отметить, что интервалы прибавки веса могут колебаться, это зависит от того, какой изначальны вес был у малыша при рождении, от генетики и характера кормления (например, одни мамы кормят своих детей по часам, другие – по требованию).

В три месяца ребенку становится скучно лежать только на спинке, и он начинает пытаться переворачиваться на животик. Чтобы эти навыки быстрее закрепились, необходимо помогать малышу. Для этого полезно будет делать специальные упражнения, которые помогут ребенку быстрее освоить новые навыки и даже ускорить их формирование.

  • Упражнения, которые стимулируют перевороты ребенка. Выполняются они следующим образом: ребенка, лежащего на спинке, нужно слегка приподнять за голень ножки и постараться завести ее вокруг тельца, стимулируя поворот. Поворот нужно делать с некоторым импульсом, чтобы помочь ребенку таким образом перевернуться на животик. Такие упражнения нужно делать как в правую, так и в левую стороны.
  • Регулярные выкладывания на животик. Такие упражнения помогают укрепить спинные мышцы и мышцы шеи крохи. Чтобы малышу было не скучно лежать на животике, лучше раскладывать перед ним яркие игрушки, или использовать развивающий коврик;
  • Комплекс упражнений, рекомендуемый педиатром.

Лежа на животике, ребенок активно познает окружающее пространство: поднимает головку, приподнимает плечики и опирается на ручки. Это основные навыки младенца трехмесячного возраста. Совсем скоро он научиться удерживаться в таком положении и играть с игрушками. Если положить перед ребенком яркую погремушку, он обязательно будет стараться дотянуться до нее, что поможет ему научиться скорее ползать.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал лежать на животе. Если он опускает головку, словно хочет спать, нужно перевернуть его на спину и дать отдохнуть

В это время дети начинают все тащить в рот и пробовать.

С трех месяцев у ребенка начинает формироваться подобие режима сна и бодрствования, отдыхает он примерно в одно и то же время, что дает маме возможность подстраиваться под кроху и успевать делать домашние дела.

Все действия ребенка регулируются с помощью инстинктов и рефлексов. К трехмесячному возрасту большинство детских рефлексов исчезают, хотя, некоторые из них еще сохраняются. К таким относят сосательный рефлекс, рефлекс Моро (вскидывание ручек в ответ на поднятие ножек младенца или выкладывание его на спину) и рефлекс ползания. Они выражены еще очень сильно, поскольку влияют на дальнейшее развитие крохи.

На плановом осмотре у педиатра ребенку трехмесячного возраста сделают необходимые прививки: капли в ротик от полиомиелита (ОПВ) и инъекция от коклюша, дифтерии и столбняка (КДС).

Об особенностях вакцинации, ее значении и необходимости, а также национальном календаре прививок, вы можете узнать здесь: График прививок ребенка до 3 лет

В три месяца ребенка осматривает врач-ортопед, который помогает выявить возможные патологии и объясняет, какие ортопедические проблемы могут появиться у малыша в этом возрасте и что нужно исключить из занятий и упражнений с ним. Врач проверит подвижность суставов, симметричность складок, симметричность положения на животе (ребенок не должен заваливаться в какую-то сторону), опору на ручки.

https://youtube.com/watch?v=uXuYXZ4iCf4

Физическое развитие

В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).

Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:

Показатель

Среднее значение в 3 месяца

Мальчики в 3-4 месяца

Девочки в 3-4 месяца

Вес

5800-6400 г

5000-8000 г

4500-7500 г

Рост

59,8-61,4 см

57,3-65,5 см

55,6-64 см

Окружность головы

39,5-40,5 см

38,1-42,9 см

37,1-42 см

Окружность грудной клетки

38,9-39,5 см

36,5-41,6 см

37,3-41,4 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Частые проблемы

При нормальном развитии ребёнка 3 месяца он выглядит здоровым, хорошо спит и есть, чаще пребывает в хорошем настроении

Но есть несколько признаков, на которые стоит обратить особое внимание:

  • маленькая прибавка в весе – если за месяц малыш набрал менее 500 г, количество мочеиспусканий заметно уменьшилось, рекомендуется добавить искусственные смеси к грудному вскармливанию;
  • дневной сон беспокойный – зачастую причина в неорганизованном дневном графике, а также бодрствовании более 1,5-2 часов, нервная система в таком случае получает лишнюю нагрузку;
  • побочная реакция на вакцинацию – у каждого четвёртого малыша после первой АКДС может появиться повышенная температура (снимается жаропонижающим), покраснение, отёчность и болевые ощущения на месте укола; у 10% детей может снизиться аппетит, проявится диарея или рвота.

Если вы заметили какие-либо отклонения в поведении и самочувствии младенца, не начинайте самолечение, если ранее не сталкивались с этой проблемой самостоятельно. Всегда лучше перестраховаться, показав малыша доктору.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги. 

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места

Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма

Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Уход

К чистоте и гигиеническим процедурам малыша следует приучать с рождения. И речь идёт не только о подмывании и купании, но и об уходе за отдельными частями тела:

глаза – выделения после сна убирайте ватными дисками, смоченными в тёплой кипячёной воде, движения должны быть мягкие и плавные, а на каждый глаз важно использовать отдельный ватный диск;
уши – от внешних загрязнений ежедневно протирать все складочки и поверхность ватным тампоном, смоченным в воде, ватные палочки для чистки каналов не нужны, поскольку уши младенцев хорошо самоочищаются;
нос – если с малышом редко и мало гулять, если на улице пыльно, а также когда воздух в помещении слишком сухой, в носу могут появляться корочки, которые надо убирать, смазывая ноздри после чистки абрикосовым или персиковым маслом;
руки – кулачки следует разжимать и каждый день протирать ладони ватными дисками, смоченными тёплой водой, ногти стригут каждые 3 дня (на ногах каждые 6-7 дней).

Для грудничков полезен ежедневный массаж, если вы знаете, как его правильно делать, или как минимум ежедневные поглаживания, касания по всему телу от ушей до пят.

За мальчиком

Различий между уходом за мальчиком и за девочкой, характерных этому возрасту, нет, кроме нюансов подмывания. С мальчиком в этом плане проще, достаточно просто обмывать половые органы и насухо протирать, чтобы микробы не развивались в крайней плоти и складках.

За девочкой

Подмывать девочку в три месяца следует особенно тщательно, это обязательная процедура, после которой используется присыпка от раздражений. Если кожа ребёнка сухая, лучше использовать специальное масло. У девочек чаще возникает опрелость половых органов, поэтому регулярно проверяйте эту область и имейте в аптечке рекомендованную доктором мазь.

Заботимся о зубках

В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале

Теперь важно заботиться об их здоровье. Что обеспечивает здоровье зубов?

  • Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
  • Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
  • Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
  • Ежегодные осмотры у стоматолога.

Отклонения в развитии

Развитие каждого ребенка происходит соответственно собственному графику, заложенному природой. Ни одна книга не скажет, когда точно кроха приобретет те или иные навыки и умения. Но если он сильно отстает от сверстников, то стоит обратиться к специалисту. Не спешите делать неутешительные выводы. Отлично, если под рукой у вас будет таблица развития двигательных умений и нервно-психического развития детей первого года жизни. Воспользуйтесь справочником, который издал педиатр Комаровский, или другими проверенными источниками.

Если трехмесячный ребенок не держит головку, пассивен, вялый, то, возможно, у него есть отклонения в развитии

Что должно насторожить родителей:

  • Ребенок не держит голову.
  • Не реагирует на источник шума. Не поворачивает голову к источнику звуков.
  • Не тянется за игрушками.
  • Малыша не интересуют перемещающиеся перед ним предметы.
  • Нет «комплекса оживления». Не реагирует на детей и младенцев рядом с ним.
  • Плачет надрывно, без пауз.
  • Не играет собственными ладошками и пальчиками.

На что нужно обратить внимание ?

Данный список умений ребенка в 3 месяца, которые малыш не освоил к концу этого периода, должны насторожить родителей.:

  1. К концу 3-го месяца малыш не может поднять головку выше, чем на 5 см.
  2. Не может держать голову в вертикальном положении
  3. Ребенок в 3 месяца не может приподняться лежа на спине
  4. Если ребенок не тянется рукой к игрушке, которую дает ему мама
  5. Если на источник звука реагирует плохо или не реагирует вообще
  6. Отсутствие улыбки на лице

Этот перечень, является тем минимумом, что должен уметь ребенок в 3 месяца. При обнаружении какого-либо из пунктов, обратитесь за консультацией к педиатру.

Действующие рефлексы

Некоторые рефлексы могут еще сохраняться, например, рефлекс Моро. А некоторые должны быть активны, например, сосательный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс новорожденного в 3 месяца уходит. Зато на смену безусловному рефлексу приходит условный. Ребенок хватает предмет осознанно, уже не потому, что его ручки сами сжимаются.

Ладони малыша чаще становятся открытыми, а не сжатыми в кулачки – постепенно снижается тонус сгибателей, который при рождении был повышен и поддерживал позу эмбриона. Ребенок исследует не только окружающий мир, но и свое тело. Его интересует лицо, руки. Малыш ощупывает глаза и нос, с любопытством рассматривает свои ручки, держа их перед собой.

Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца для развития

Есть общие правила по выбору игрушек для младенцев:

  • безопасный материал без запаха, который легко моется и чистится;
  • чем меньше вес, тем лучше;
  • отсутствие острых краев, углов;
  • отсутствие съемных деталей;
  • размер игрушки, не позволяющий грудничку ее проглотить.

Развивающие игрушки для малыша в 3 месяца сейчас в изобилии в магазинах, главное, правильно подойти к выбору и использовать их максимально эффективно.

Погремушки и подвески

При выборе ориентируйтесь на легкие изделия с простой формой, размером, удобным для того, чтобы младенец мог держать погремушку в своей руке. Сложные многообразные погремушки и подвески в таком возрасте ему еще не столь интересны и для изучения в руках пока не подходят.

Подвесные игрушки должны быть расположены на расстоянии 25-30 см от глаз младенца, чтобы они не нависали над ним, и ему не пришлось косить глаза.

Браслеты в виде погремушек

Для малышей трех месяцев нужны браслеты-погремушки, развивающие координацию на звук. Кроме того, эти игрушки для ребенка еще и своеобразный тренажер мышц – шевеля руками, игрушка издает интересный звук, малышу это нравится и он, понимая откуда он исходит, начинает еще больше шевелиться. Какие бы ни были браслеты, они должны быть легкими и безопасными.

Мобили

Растяжки с мобилями для младенца в 3 месяца как нельзя кстати. Они выполняют сразу две функции: развлекающей игры и развивающего занятия. Малыш будет тянуться к игрушкам, пытаясь их схватить, будет следить за их движением, слушать приятные мелодии.

Полноценно играть грудничок пока не умеет, и его зрение недостаточно развито, поэтому при выборе мобиля обращайте внимание, чтобы игрушки на нем были достаточно крупные и яркие

Неваляшки

Неваляшка, как еще один способ развивать трехмесячного ребенка. Забавная игрушка делает малыша более внимательным, наблюдательным и улучшает эмоциональные навыки. Так как грудничок сам не умеет раскачивать неваляшку, можно привязать один конец ленточки к ней, а второй к ручке ребенка – ручка будет шевелиться, игрушка станет качаться.

Для младенцев есть специальные неваляшки, издающие звуки или играющие мелодии, чтобы привлекать больше внимания.

Мягкие игрушки

Единственные мягкие игрушки, которые будут полезны грудничкам, это музыкальные и разговаривающие. В дальнейшем они будут помогать ребенку осмысливать свои действия, поскольку чтобы зазвучала музыка, нужно на игрушку нажать.

В остальном мягкие игрушки не рекомендуются, так как чистить их нелегко, а пыль они собирают быстро.

Зеркальце

Активно интересоваться собственным отражением и изучать свою внешность младенец начнет месяцам к шести, но в 3 маленькое зеркальце уже должно у него быть

Оно блестит, привлекает внимание и картинка на нем шевелится

Сегодня есть интересные комплексные игрушки, созданные сразу из нескольких материалов и с разным наполнением, к которым крепится безопасное легкое зеркальце. Оно сделано не из стекла, а часто из мягкого шуршащего материала.

Развивающий мячик или кубик

Для занятий с ребенком 3 месяцев на развитие моторики можно приобрести маленькие кубики и мячики из разных легких материалов. Игрушки вкладываются малышу в руку, стимулируя хватательный навык и знакомя с разными геометрическими формами.

Говорить о более сложных кубиках и мячиках до 5 месяцев рано.

Коврики

В магазинах несложно найти так называемые игровые площадки – специальные коврики. Лежа на них на спине и на животе дети изучают яркие рисунки вокруг, крутят головой, тянутся, касаются руками. В комплект одного такого коврика могут входить разные игрушки, колокольчики, погремушки.

Картинки с чередованием черных и белых цветов

Крепятся такие картинки на расстоянии 25 см от глаз младенца, а также развешиваются по всем комнатам, куда вы будете носить грудничка. На картинках часто нет смысловых изображений, они представляют собой черно-белую шахматную доску, черно-белые полоски или по одной полоске одного цвета на картинке. Есть черно-белые картинки с животными, лицами и геометрическими фигурами. Сделать что-то подобное можно даже самостоятельно.

Поскольку зрение младенцев еще плохое, лучше всего они видят контрастные вещи и четкие линии. Картинки помогают тренировать отдел мозга, который отвечает за визуальные образы. Чем внимательнее малыш будет рассматривать картинки, тем быстрее и лучше будет развиваться его зрение.

Как развивать 3-месячного малыша?

игры

Это могут быть стишки, произнесённые нараспев, частушки и песенки. В 3-х месячном возрасте малыш начинает осваивать первые звуки. Он пробует свои силы в разговоре, поэтому с удовольствие будет подпевать. Вместе с ребёнком нужно рассматривать картинки в книжках.

Рисунки должны быть простыми, крупными и яркими. Следует называть крохе все предметы, которые его интересуют. Самое время начать знакомить младенца с изображениями зверей. При этом нужно внятно произносить название животного и звуки, которое он издаёт.

Трехмесячных малышей очень увлекают отражающие поверхности. Хорошо купить младенцу безопасное зеркальце. Малыш будет с интересом рассматривать в нём своё отражение. Купание тоже можно превратить в игру. Для этого достаточно положить в ванную яркие предметы: мячики, уточек, чтобы малыш пробовал поймать их руками.

В распорядке дня обязательно должно быть место для развивающих упражнений:

по утрам нужно проводить с крохой лёгкую гимнастику. Для этого следует взять малыша за ручки и аккуратно разводить и сводить их в разные стороны, затем сделать несколько вращательных движений ножками. Процесс станет увлекательнее, если упражнения сопровождать пением, потешками и весёлой музыкой. Укрепить мышцы младенца и развить координацию помогает специальный гимнастический снаряд – фитбол

Это надувной мяч диаметром 75 см
Малыша укладывают на фитбол животиком вниз и осторожно раскачивают;
важно проводить ежедневный массаж. Цель занятий — укрепление плечевого пояса, мышц рук и ног, лопаток, чтобы малыш устойчиво лежал на животике, пресса, для переворачивания набок и обратно
Массаж можно делать самостоятельно, изучив видео-уроки, или обратится за профессиональной помощью;
следует стимулировать кроху чаще поднимать голову и плечи из положения «лёжа на спине»

Не давать младенцу лениться. Нужно увлечь его яркими предметами, шуршащими игрушками, крупными книжками со звуковыми эффектами. Ребёнок обязательно заинтересуется необычными предметами, будет к ним тянуться, тренируя мышцы спины и шеи;
можно предложить крохе сделать гимнастику для пальчиков, ладошек и стоп ног. Пусть малыш потрогает разные фактуры: ткань, пластик, мех, дерево.

Общение с ребёнком не должно ограничиваться только играми, следует разговаривать при каждом удобном случае: во время кормления, одеваясь на прогулку, меняя подгузник. Речь взрослого должна быть приятной и успокаивающей.

Правильный уход за ребенком на третьем месяце жизни

Для полноценного развития крохи требуется соблюдать несложные правила ухода за ним. При выполнении рекомендаций педиатров кроха быстро осваивает навыки и радует близких достижениями.

Упражнения для самых маленьких

Для стимулирования развития мамочка должна побольше общаться с крохой. Полезно показывать ему яркие игрушки, давать их в ручки. Гимнастические упражнения укрепят мышцы и позволят скорее освоить новые навыки. Крепкий малыш быстрее начнет присаживаться и ползать.

Крохе нравятся потешки, песенки в исполнении мамы. Он готов подолгу их слушать. Помогут музыкальные игрушки: погремушки, шуршащие пакетики, развивающий коврик. Малютка не должен лениться: и мама должна помочь ему правильно развиваться.

Купание и прогулки

Для грудничка очень важно присутствие на свежем воздухе. Гулять рекомендуется 2 и более раза в сутки по 2 часа (при хорошей погоде)

Если на улице ливень, сильный ветер или просто холодно, прогулка откладывается. В 3 месяца полезно совмещать прогулки с дневным сном. Для гуляния рекомендуется выбирать парки, скверы, тенистые аллеи. Запрещается прогуливать кроху вблизи автомобильных дорог и предприятий.

Зарядка и массаж

Трехмесячный кроха нуждается в регулярных занятиях гимнастикой. Эти мероприятия укрепляют мышцы малютки. Гимнастику малыш делает вместе с мамой сразу после пробуждения, перед или после гигиенических процедур. Зарядка позволяет крохе настроиться на позитивное настроение.

Физические упражнения полезно совмещать с массажем. Обычно массаж выполняется перед купанием. Его можно выполнять и самостоятельно, но предварительно рекомендуется изучить курс у профессионального детского массажиста.

Длительность сна

Кроха в 3 месяца спит 5 раз. 4 раза приходятся на день, а последний — на ночь. Главная особенность — малютка привыкает укладываться в строго определенные часы. Для полноценного развития рекомендуется придерживаться определенного графика. Некоторые малютки в 3 месяца спят всю ночь. Но большинство просыпаются 1-2 раза и требуют покормить их.

Выбираем игрушки для малыша в 3 месяца

3- месячный младенец с интересом рассматривает подвешенные над кроваткой погремушки, пытается дотянуться до них. Но ему необходимы и новые.

Мамочке рекомендуется приобрести:

  • развивающий коврик с музыкальными клавишами;
  • безопасное зеркало (кроха будет с интересом рассматривать свое отражение);
  • погремушки со звуковым эффектом (шуршанием, музыкой, голосами животных);
  • пластиковые игрушки с пищалками;
  • мягкий тканевый мячик;
  • тряпичные мешочки с наполнителями из крупы, пуговиц.

Важно при этом обеспечить безопасность крохи: игрушки должны быть прочными, крупными

Способы и направления развития двухмесячных детей

Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.

Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.

Лежание на животике

Это сенсорная деятельность – важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.

Чтение

Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.

Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:

  • привыкал к голосу родителей;
  • слышал правильную речь;
  • учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
  • получал задатки языкового развития;
  • развивал память;
  • укреплял связь с мамой и папой.

Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь – груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать

Достаточно буквально пяти минут.

Прикосновение

Также следует относиться к сенсорной деятельности.

Какими должны быть прикосновения:

  • кожа касается кожи – не через одежду;
  • медленные покачивания и объятия;
  • поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
  • массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).

Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.

Движения с ребенком

Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.

Пальчиковые игры

Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант – кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».

Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца – трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.

Наблюдение за объектом

В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать

Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.

Не забывайте развивать и свой навык наблюдения – если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.

Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет

В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.

Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 — 0,7 – 1,0, в 5 — 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше — 0,9 – 1,0.

Как заботиться о сохранении зрения?

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.

Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.

Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.

Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.

Ребенку следует обеспечить адекватную возрасту двигательную активность, особенно на свежем воздухе.
Полноценное питание — необходимое условие отсутствия проблем со зрением: витамин А (самый главный для глаз), витамин С, витамины группы В, Е и др

В рационе ребенка должны быть морковь, капуста, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы.
Важен и правильный режим чтения (актуально также для маленьких детей — они смотрят в книгу вместе со взрослым, читающим сказку): нельзя читать лежа, расстояние от глаза до книги составляет длину предплечья, освещение должно быть хорошим, следует подбирать книги с крупным шрифтом и делать регулярные перерывы на несколько минут.
Ограничьте время перед телевизором, компьютером, мобильным телефоном, планшетом.
Важно избегать глазных инфекций, воспалений, травм, прямых солнечных лучей, мелкого мусора, песка, пыли.
Есть несколько специальных упражнений для глаз: 1) сильно зажмуриваться и широко открывать глаза, 2) двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз, 3) фиксировать взгляд на кончике носа на 20 секунд (3 – 4 раза).. Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время

Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.